Найти в Дзене
Пути-дорожки

А зачем вообще обществознание до 9 класса?

Оглавление

Изучила учебник обществознания у своей дочки-6-классницы. Точно знание о том, что человек - это личность, которая должна трудиться, нужен отдельный предмет? Классные часы почему не подходят?

У старшей обществознание началось в 5 классе. Младшая начала этот предмет изучать в шестом - в этом году. У меня дошли руки прочитать её учебник только сейчас. Я поразилась, на что именно тратится по целому уроку каждую неделю в средней школе! А ведь все расстраиваются, что на уроки математики и русского языка времени не хватает...

А зачем вообще обществознание до 9 класса? Фото с официального сайта Минпросвещения РФ.
А зачем вообще обществознание до 9 класса? Фото с официального сайта Минпросвещения РФ.

Принадлежность к двум мирам

Начинается учебник по обществознанию для 6 класса с удивительной темы "Принадлежность к двум мирам". Думаете, про что она? Я не сразу поняла. Полагала вначале, какая-то глубокая мысль заключена в этаком названии. Вчиталась. Оказывается, речь про то, что человек - это не животное.

Нда... Ничего, что 6-классники ещё с детского сада, а может быть, и с яслей знакомы с этой глубокой и нетривиальной мыслью? Начиная примерно с того момента, когда начали ходить на горшок самостоятельно, они осознают своё отличие от животных...

Если всерьез: на уроках окружающего мира (который ввели в российских школах вместо старого доброго природоведения) этот момент очень подробно рассматривается уже в 1 классе. Как и тема наследственности и принадлежности каждого из нас семье и роду. Есть даже специальные уроки по родословным. Зачем в средней школе нужен отдельный предмет, который снова да ладом повторяет уже известное?

Изучила учебник обществознания у своей дочки-6-классницы. Все темы в оглавлении - как для классного часа. Фото автора.
Изучила учебник обществознания у своей дочки-6-классницы. Все темы в оглавлении - как для классного часа. Фото автора.

Одна из глав этой темы посвящена отношению к людям, чьи возможности ограничены. На нескольких страницах учебник рассказывает, как следует к ним относиться. Словно авторы учебника твёрдо уверены в слабых умственных способностях 12-летних детей.

Вообще-то, нормы воспитания прививаются значительно раньше, чем в 12 лет. И если к этому возрасту их нет - то без толку на эти цели тратить уроки. В защиту нашего образования скажу, что в начальных классах тема отношения к людям с ограниченными возможностям поднимается не раз - помните рассказ о слепом музыканте Короленко, например? Он никуда не делся из школьной программы. Да и "Муму" Тургенева о немом Герасиме подробно изучают на уроках литературы в 5 классе.

Человек и его деятельность

Да вообще-то все те законы нравственности и морали, которые разбираются в курсе обществознания в 6 классе, подробно обсуждаются в ходе изучения литературы.

И вот на эти темы тратится 35 уроков. Историки считают, лучше бы в это время историю Великой Отечественной войны изучали. Фото автора.
И вот на эти темы тратится 35 уроков. Историки считают, лучше бы в это время историю Великой Отечественной войны изучали. Фото автора.

Человек и его деятельность в разных смыслах - вот тема русского словесного творчества начиная с Древней Руси и заканчивая этим днём. Я вам больше скажу - иностранного тоже, начиная с древнегреческих мифов. Что же делают учителя-словесники на уроках? Правильно, учат учеников нравственности, гуманности, человечности. По-другому-то на литературе никак нельзя.

И на уроках истории тоже не одни даты и события проходят. Все события истории мира и разных стран рассматриваются с точки зрения человека и его деятельности. Так зачем еще воду лить на отдельном уроке? Может, у вас есть идеи на этот счет?

Да это же темы классных часов, а не отдельного школьного предмета! Фото автора.
Да это же темы классных часов, а не отдельного школьного предмета! Фото автора.

Человек среди людей

При обсуждении статьи о качестве школьных учебников по обществознанию @jamadama как опытная мама двух выпускниц средней школы поделилась своим мнением об этом уроке: "Предмет-то нужный, особенно в том виде, в котором он преподаётся в профильных классах. Там и право, и экономика включены, хорошо разбирают семейный и гражданский кодекс, виды вкладов, кредитов - в этом нужно разбираться".

Да только дело в том, что серьезные темы права и экономики, семейного и гражданского кодексов, виды вкладов и кредитов появляются в обществознании только в 9 классе. А до тех пор уроки тратятся на болтологию и переливание из пустого в порожнее.

Так, заключительный раздел учебника для 6 класса звучит как "Человек среди людей". Ну здорово. Действительно, это ж надо отдельный предмет школьникам, чтобы обсудить отношения с одноклассниками (одна из тем), с родителями (другая) и с друзьями (третья).

Учителя математики не знают, где взять часы, чтобы нормально закрепить деление дробей, а тут драгоценное ученическое время тратится на то, чтобы просто поговорить!

Кстати, насчёт поговорить - с этого года в расписании каждой школы в России есть специальный урок для этого: "Разговоры о важном". На нём ученики с классным руководителем как раз разбирают все те темы, которые включены в программу предмета "Обществознание".

И тем более, что некоторые учебники по этому предмету у нас в стране откровенно вражеские - продвигают идеи всемирного правительства и отказа от промышленности. Об этом я писала здесь:

Дорогие читатели, а вы что думаете о прекрасном предмете "обществознание" в 5 - 8 классах? Нужен он детям?

Подпишитесь на ➡️ мой канал - я рассказываю о том, что сегодня актуально, о путешествиях, краеведении и немного о воспитании.

Почитать ещё о современной школе:

#современнаяшкола #школа #современноеобразование #образование #ученики