К началу III века до нашей эры главным гегемоном в западной части Средиземного моря являлась Карфагенская держава.
Возникнув в 823 году до нашей эры, как колония финикийского города Тира, Карфаген достаточно быстро обрёл полную независимость и распространил свою власть на обширные территории. К началу III века до нашей эры, под контролем Карфагена находились: часть побережья Северной Африки, часть территории Пиренейского полуострова, Балеарские острова, острова Корсика и Сардиния, а также часть Сицилии.
Карфаген имел небольшую сухопутную армия, рассчитывая в войнах в основном на наёмников. Основой могущества Карфагенской державы был её мощный военно-морской флот.
Однако в 60-е годы, вызов Карфагену посмела бросить молодая, но крепнувшая день ото дня Римская республика.
Основанный в 753 году до нашей эры, как небольшой земледельческий полис, на окраине греческой цивилизации, Рим ведя практически непрерывные войны и используя сложную дипломатию, установил свою власть практически над всей Италией.
Римлян влекла плодородная Сицилия. Население Рима увеличивалось очень быстро и городу требовалось много зерна. Столкновение было неизбежным!
Первая война Рима с Карфагеном началась в 264 году до нашей эры, как раз из-за конфликта на Сицилии. Так как римляне называли карфагенян пунами, то войны эти вошли в историю под названием пунические. Первая пуническая война продолжалась 23 года, и закончилась в 241 году до нашей эры.
Высадившись на Сицилии, римские войска к 262 году захватили практически все крупные карфагенские города на острове.
Традиционно Рим опирался на свою сильную, хорошо подготовленную и дисциплинированную армию, состоящую из легионов, в которых служили свободные римские граждане. Однако захватив Сицилию римляне выиграть войну не могли. Море контролировал карфагенский флот. Риму пришлось делать выбор. Либо Рим станет великой морской державой. Либо ему навсегда стоит отказаться от всех своих притязаний в средиземноморье. Конечно, римляне выбрали первый вариант.
При содействии греков в короткий срок было построено 120 боевых кораблей. Однако, в первых морских сражениях с Карфагеном, Рим терпел поражение. Тогда римляне решили совместить тактику боя легионеров и использовать её в морских сражениях. Для этого был изобретен абордажный мостик или "ворон".
Конструкция "ворона" достаточно проста. На носу корабля крепился вертикально деревянный столб. К нижней части столба при помощи подвижных блоков крепился деревянный трап 1,2 метра шириной и 10,9 метров длиной, с невысокими перилами. На конце трапа крепился специальный железный шип, напоминавший клюв птицы (отсюда и название "ворон"). С помощью крепких канатов "ворон" удерживался в верхнем положении. Когда римский корабль приближался к вражескому, канаты ослаблялись и мостик падал вниз, при этом "клюв", пробивал палубу и корабль противника оказывался в крепких "объятьях" римского корабля. Далее в дело вступала римская пехота, которая перебегала по трапу на вражеский корабль и брала его на абордаж.
С помощью абордажной тактики с использованием "ворона" римляне одержали несколько побед в морских сражениях, например в битве при Милах (260 год до н.э.), битве при мысе Экном (256 год до н.э.) и в морском сражении у Тиндарского мыса.
Таким образом, римские моряки стали первооткрывателями новой тактики морского боя, которая позволила им одержать победу над могущественным карфагенским флотом.
Слабые в военном отношении экипажи карфагенских кораблей ничего противопоставить такой тактике не могли.
Однако есть и оборотная сторона медали. Оборудованные "вороном" суда были менее маневренными в бою и устойчивыми к сильному волнению на море. Так например, сильный шторм в 256 году до н.э. потопил почти половину римского флота.
По этим причинам, к концу Первой пунической войны, римляне практически отказались от использования абордажного мостика. Да и карфагеняне научились противостоять абордажной тактике, усилив экипажи своих кораблей опытными наемниками.
Тем не менее главная цель была достигнута. Карфагенский флот был ослаблен, а Рим стал великой морской державой.