Найти в Дзене
Евгений Гаврилин

Адам Олеарий о русских монетах 17-го века

В 1634 году в России побывал немецкий путешественник Адам Олеарий, бывший на тот момент секретарём посольства, отправленного шлезвиг-голштинским герцогом Фридрихом III к персидскому шаху. Впечатления Адама от путешествия легли в основу его книги «Описание путешествия Голштинского Посольства в Московию и Персию», из которой можно почерпнуть интересные факты не только о жизни и быте русского народа в 17 веке, но также о монетной системе русского государства.

Несколько отрывков из книги Адама Олеария.

«У царя производится своя чеканка монеты в стране в четырёх различных городах, а именно: в Москве, Новгороде, Твери и Пскове даёт он чеканить монету из чистого серебра, иногда и из золота.

Монета эта мелка, вроде небольших датских секслингов, мельче ещё, чем немецкий пфенинг; частью она круглая, частью продолговатая. На одной стороне обыкновенно изображен всадник, который копьём колет в поверженного дракона; говорят, это первоначально был лишь герб новгородский; на другой стороне русскими буквами изображено имя великого князя и город, где эта монета чеканена. Этот сорт монет называется «деньгами» или «копейками»; каждый из них равен по цене голландскому stuiver’y или составляет почти столько же, сколько мейссенский грош или голштинский шиллинг; 60 их идет на один рейхсталер.

У них имеются и более мелкие сорта монет, а именно в ½ и ¼ копейки; их называют полушками и московками. Так как они очень мелки, то ими трудно вести торг: они легко проваливаются сквозь пальцы. Поэтому у русских вошло в привычку, при осмотре и мерянии товаров, брать зачастую до 60 копеек в рот, продолжая при этом так говорить и торговаться, что зритель и не замечает этого обстоятельства; можно сказать, что русские рот свой превращают в карман.

В торге они считают по алтынам, гривнам и рублям, хотя этих сортов денег в целых монетах и нет; они считают их по известному числу копеек. В алтыне — 3, в гривне — 10, а в рубле — 100 копеек.

У них ходят и наши рейхсталеры, которые они называют ефимками (от слова Jochimstal[er]); они охотно принимают ефимки за 50 копеек, а потом отдают в чеканку, выигрывая при этом, так как в рубле, или 100 копейках, на ½ лота меньше весу, чем в двух рейхсталерах.

Золотой монеты видно не много. Великий князь велит её чеканить только в тех случаях, когда одержана победа над врагом, или же при иных обстоятельствах, в виде особой царской милости, для раздачи солдатам.»