Найти тему
Нижегородский Мечтатель

Примерные исторические аналогии Танца Драконов. Императрица Матильда и Стефан Блуа

В реальной всемирной истории можно найти несколько случаев похожих на события, изложенные Джорджем Мартином в его Мире Льда и Пламени, в книгах «Кровь драконов». Разумеется, прямых аналогий нет, так как у Мартина накручено уж больно чудно (и дело здесь совсем не в драконах), как раз с точки зрения реальной политики и логики – на которую автор так любит сам ссылаться – дескать, у него все как в реальности.

Уж больно странно, когда два подряд безумных короля (Джейхейрис и Визерис) тащат свою страну за волосы в пучину гражданской войны, по очень притянутым за уши династическим причинам. По не поддающейся никакому просчету логике, эти двое намеревались прервать собственную династию… и посадить на свой трон другую династию. Особенно любопытно это на фоне того, что у обоих этих королей были проблемы с восхождением на трон – но почти за сотню лет правления, Джейхейрис и Визерис не додумались до составления внятного закона престолонаследия.

Приведу в пример три случая из реальной истории, похожие на Танец Драконов по отдельным деталям. Логика, во всяком случае, там присутствует – в двух первых примерах войны было просто не избежать, а в третьем, королю пришлось выбирать меньшее из двух зол.

Итак, пример первый: Гражданская война в Англии 1135-1154, называемая самими англичанами, как «Анархия». Джордж Мартин, как англосакс, в первую очередь черпал свои идеи исходя из этого конфликта, но логику передать, на мой взгляд, не смог. В 1135 году скончался Генрих I Боклерк – последний потомок Вильгельма Завоевателя по мужской линии. Собственно, эта линия пресеклась уже на третьем поколении, при этом ни один внук Завоевателя по мужской линии, не пережил его сыновей. В 1120 году, погиб Вильгельм Аделин – единственный законный сын короля, а в 1128 году на континенте, во Фландрии, был смертельно ранен и скончался Вильгельм Клитон, граф Фландрии – племянник короля Генриха I.

Собственно, королем Англии и герцогом Нормандии должен был стать именно Клитон – по праву того, что его отец Роберт Куртгёз был самым старшим братом Генриха Боклерка. Но право и обычаи были еще слишком архаичными, что позволило Генриху Боклерку попросту «стащить» корону у старшего брата – пока тот был в Крестовом походе. Когда внезапно погиб король Вильгельм II Руфус – старший брат Боклерка (как предполагают некоторые историки не без участия оного), последний находившийся в Англии, образно выражаясь, «бегом короновался». Английская корона во второй раз «ушла» от старшего наследника. Роберт Куртгёз впоследствии проиграл войну за трон и скончался в заключении, в начале 1134 года, не дотянув двух лет до смерти брата-короля, фактического узурпатора.

Тони Карран в роли Стефана Блуа (сериал "Столпы земли")
Тони Карран в роли Стефана Блуа (сериал "Столпы земли")

Доживи до конца 1135 сын короля – войны определенно бы не случилось. Во всяком случае, из-за династического фактора. Останься в живых граф Фландрский или его отец, а то и оба вместе – вот это уже интересно, но мало просчитываемо. Стали бы они третьей силой и насколько влиятельной, как бы повели себя наследники самого Боклерка, сказать уже трудно. Таким образом конфликт за трон Англии произошел между двумя претендентами: Матильдой – единственным законным ребенком короля на момент его смерти (и вдовствующей императрицей Священной Римской Империи) и Стефаном Блуа – племянником сыном сестры короля.

На первый взгляд сходство между Танцем Драконов и этой войной очевидно – конфликт между мужчиной и женщиной, при ближайшем рассмотрении видны не только принципиальные отличия, но и прямой, на мой взгляд, «перевертыш». В случае с Матильдой, как раз более чем уместно порассуждать, а то и даже возмущаться затиранием права женщины. Собственно, так и было, претензии Стефана Блуа зиждились в первую очередь, на том простом основании, что он – мужчина. И лишь во вторую – на его родстве с королем, но степень этого родства, по более поздним меркам критично уступала степени родства Матильды.

Элиссон Пилл в роли императрицы Матильды, сериал "Столпы земли"
Элиссон Пилл в роли императрицы Матильды, сериал "Столпы земли"

И сравнение с Танцем – не в пользу саги Джорджа Мартина. Права Рейниры на Железный Трон высосаны из пальца, это непонятный бред короля, при наличии у него целых трех сыновей, у старшего из которых уже есть свои. И другое дело, сравнение права дочери короля и какого-то племянника, можно сказать, что Стефан просто «мимо трона проходил», ведь он и под критерии пресловутого салического закона не попадает. Но на этом этапе развития общества – именно архаичная патриархальность взяла своё и у Стефана нашлось очень много сторонников.

И здесь же явно прослеживается второе главное отличие данного эпизода реальной истории от книги «Кровь драконов». «Анархия» в Англии была неизбежна. Королевский род прервался по мужской линии, в любом случае на трон восходит новая династия и в обоих возможных вариантах наследование идет по женской линии. Подобного прецедента в этом отдельно взятом государстве ранее еще не было – и что с этим теперь делать, как должно быть правильно и «по справедливости», никто толком не знал, даже сам покойный король Генрих Боклерк. Ведь сначала он прочил в наследники именно племянника, и лишь потом «переиграл» присягу подданных на свою дочь.

Что же касается ситуации в Семи королевствах – то преемственность при Визерисе была обеспечена железно по самую маковку, с большим запасом. Ввод претензий еще и Рейниры при таком раскладе – факт, мало увязываемый со здравым смыслом и логикой самого мира.

"Столпы земли"
"Столпы земли"

Завершение конфликта стыкуется лишь в том ключе, что новым королем Англии стал Генрих, сын Матильды от её второго брака с Жоффруа Плантагенетом. Но – после естественной кончины законного короля Стефана Блуа, который пошел на компромисс с соперницей и признал её сына своим наследником. Летом 1153 года был заключен Вестминстерский договор, окончательно его условия были оговорены после того как старший из выживших сыновей Стефана, Евстахий (Юстас) внезапно (но, скорее всего без злого умысла с чьей-либо стороны) скончался в этом же 1153 году.

Так что вся верхушка конфликта – Матильда, Стефан, и сыновья каждого из них, обошлись без смертоубийств друг друга всякими изощренными способами. Что не делает эту веху истории менее интересной. Бледную Пиявку, Сыра и Ножа оставим для фентези – сдается мне, что будь мир Джорджа Мартина похож на реальное Средневековье, нападение на семью Эйегона напрочь бы закрывало Рейнире путь к Железному трону – от неё ломанулась бы вся знать, от мала до велика.

"Столпы земли"
"Столпы земли"

Есть и еще несколько интересных совпадений – например, правление Матильды (таки захватившей на короткое время власть), как и правление Рейниры, жители столицы вынести не смогли, и вовсе не потому что оно была женщиной. Их обеих называли королевами. Но коронованы они не были.

Ну, конечно, в этом реальном историческом эпизоде не было никаких бастардов-претендентов на трон – все законные дети того, кого положено. А вот в следующем рассматриваем случае, такой претендент, точнее претендентка, имела место быть.