Делюсь осенними фотографиями «города-сада» в бывшем Кенигсберге - современном Калининграде.
«Колония вилл» Марауненхоф (нем. Maraunenhof) к северо-востоку от исторического центра города хорошо известна как туристам, так и местным жителям.
Особенно она хороша в осенних красках.
Марауненхоф как бы соперничает с другим аналогичным районом к западу от центра Калининграда – Амалиенау.
Оба они сохранили частную застройку, созданную до Второй мировой войны, подобную которой и сейчас можно увидеть где-нибудь на окраине Кельна или Дюссельдорфа.
В конце заметки поделюсь фото из одного такого дома и объясню, причем здесь теща Путина.
Еще около 1270 года рыцари Тевтонского ордена обустроили плотины на местной речке, так что образовались существующие поныне два больших пруда: Верхний (нем. Oberteich, ныне озеро Верхнее) и Замковый (теперь Нижний).
Когда-то здесь водились окунь, плотва, карп, линь, щука, угорь.
Затем на берегах были устроены летние купальни, а с начала ХХ века располагался Кенигсбергский плавательный клуб.
С 1571 года в лесу к западу от Верхнего пруда находилось поместье Mahrunen Fischer, названное так по имени некоего прусского фермера Марауна.
В 1605 году он приобрел местные земли у властей города Лебенихт (один из трех древних городов, который вместе с Кнайпхофом и Альтштадтом в итоге и составил Кенигсберг).
В 1651 году Лебенихт выкупил землю обратно. Но название осталось: в 1798 году здесь находился постоялый двор Марауненхоф.
В этом районе, к северу от Росгартенских ворот, находились садовые участки, ипподром, выставочная площадка для лошадей, спортивная площадка Кенигсбергского мужского гимнастического клуба, окружное военное управление, казармы и кладбище.
В 1906 году саперы подорвали часть оборонительной городской стены около башни Врангеля (нем. Wrangelturm), и тут была проложена дорога из центра Кенигсберга в Марауненхоф.
С 1911 года девелоперская компания Königsberger Terrain-Aktiengesellschaft Oberteich-Marauenhof начала застройку территории к северу от Верхнего пруда частными виллами.
В соответствии с концепцией города-сада, в колонии вилл было много зелени, в частности парк, названный в честь торговца и мецената Макса Ашманна (нем. Max-Aschmann-Park), и Городские сады (нем. Stadtgärtnerei).
Макс Ашманн был владельцем винного дома «Штеффенс и Вольтер». В 1903 году он подарил городу парк и 100 000 марок на его благоустройство.
Около Городских садов находился стадион футбольного клуба VfB Königsberg, а на аллее Ашманна (нем. Aschmannallee) - женский атлетический клуб.
В Марауненхофе работали такие кенигсбергские архитекторы, как Маттар и Шалер.
В 1912 году они выстроили для местных жителей протестантскую кирху памяти герцога Альбрехта (нем. Herzog-Albrecht-Gedächtniskirche) в неороманском стиле, здание церковной общины и дом священника.
Кирха была разрушена в середине 1970-х годов, в здании церковной общины располагался кинотеатр «Ленинград», а затем комиссионка.
Сейчас там музыкальная школа. Дом священника превратили в коммуналки.
Вообще большинство вилл в советское время переделали именно в коммунальные квартиры.
(Хотя уже при немцах многие дома строились в расчете не на одну, а на 3-4 семьи, но с отдельными входами).
Именно в таком 3-тажном доме на 10 квартир (улица Лермонтова, 1) около 40 лет и жила Екатерина Шкребнева, мать Людмилы и Ольги.
Имея родителей рабоче-крестьянского происхождения, обе сестры стали стюардессами. А Людмила во время одного из полетов в Питер познакомилась с неким тамошним сотрудником КГБ.
Ну и завертелось: она вышла замуж и переехала к мужу в Питер. А теща Путина так и осталась жить в многоквартирном доме в Марауненхофе.
В лихие 1990-е обстановка в районе была примерно такой же, как коммуналках «бандитского Петербурга».
Однако с 2000-х годов коммуналки расселялись, а виллы выкупались под частное жилье. Сейчас тут снова весьма респектабельный район. Есть много новодела, но в местной стилистике.
В 2007-2013 годах на Ленинградской улице в Марауненхофе (бывшей Валленродтштрассе) даже находилось Генеральное консульство Германии в Калининградской области.
Некоторые из старых немецких домов разделены на небольшие квартиры-студии и сдаются туристам внаем, относительно дешево для Калининграда.
Я провел пару ночей в одной из таких студий. Конечно, приятные ощущения: интересная архитектура, тихо, каждый дом имеет свою небольшую придомовую территорию с садиком, есть мансарда и подвал, часто с гаражом.
Но есть и свои минусы. Огромные панорамные окна выходят на окна соседнего дома, так что приходится занавешиваться.
Дома стоят очень близко друг к другу, так что слышимость с соседнего участка отличная.
Когда мимо на большой скорости по брусчатке несется машина, звук тоже довольно сильный. Вообще в асфальте много выбоин, хоть брусчатку и обновляют.
Сами студии очень маленькие, так что в ванной комнате весьма тесно, а места для вешалки фактически нет.
Магазинов маловато. Вдобавок есть свои сложности с вывозом мусора.
Без машины добираться в центр города сложновато.
От большинства трамвайных маршрутов, активно использовавшихся в Калининграде еще в советское время, сейчас остались только рельсы.
Словом, в целом, неплохо, но в Амалиенау, где я также останавливался на пару ночей летом в гостевом доме на Каштановой аллее, мне понравилось больше.
Также на канале: