(Окончание. Начало здесь).
Первые мужские и женские купальни в Раушене располагались на расстоянии аж полкилометра друг от друга. В 1910 году к ним добавилась семейная купальня. Но разделение по полу сохранялось до начала 1920-х годов. Удивительная разница с современной Германией!
К концу XIX века появились гостиницы «Босин», «Лидтке» и т.д. Первые загородные дома на дюнах также стали строиться лишь во второй половине XIX века. Но центр курорта никак не хотел сдвигаться от Мюлентайха.
Когда в 1900 году в Раушен запустили паровозы по Замландской ветке из Кенигсберга, вокзал Раушен-Орт (ныне Светлогорск-1) разместился именно вблизи Мельничного пруда. Вместо 6 часов до курорта стало возможным добираться за 1-1,5.
Только в 1906 году заработала приморская станция Раушен-Дюны (ныне Светлогорск-2). Вместо рыбной ловли, плавания на лодке по пруду и гуляний вдоль него стали популярны купания в море, наблюдения за закатами и прогулки по приморскому променаду. Выросло и количество отдыхающих: если в 1900 году оно равнялось около 1150 человек, то в 1921 –около 11000 гостей.
Даже Первая мировая война 1914-18 годов, в которой, кстати, Германия потерпела жестокое поражение, не смогла перебить данный тренд. При этом к 1921 году местных жителей насчитывалось всего 1600 человек. Все же соседний Кранц (Зеленоградск) опережал Раушен по темпам развития.
В 1903 году было основано Общество благоустройства Раушена. Его усилиями был создан променад на дальней стороне Мельничного пруда и лесная дорога до станции Раушен-Орт. В 1904 году появился первый приморский променад, названный в честь местного графа Кайзерлинга.
В 1912 году был создан рельсовый подъемник - фуникулер от станции до пляжа. Увы, он не сохранился. Нынешняя канатная дорога в Светлогорске открылась после реконструкции в 2014 году, то есть спустя 100 лет.
До наших дней дожили в том числе возведенные в начале ХХ века здания курхауса (был реконструирован в 2002 году), ложирхауса и трех гостиниц по соседству. В них использовались веранды, которые были защищены от влаги дополнительными свесами с кровли. Такое решение на Балтику привнесли из Швейцарии.
В 1907-08 годах на Прогулочной аллее (Променаден Аллее) по проекту О.В. Куккука были возведены знаменитая водонапорная башня и Теплые купальни в составе лечебного комплекса. Морская водогрязелечебница с башней в стиле замкового донжона заняла центровое место, которое в немецких городах обычно отведено ратуше или собору.
Лечебница предназначалась для принятия морских и грязевых ванн тем отдыхающим, которым было трудно спуститься с 40-50-метровой дюны к морю. В комплекс входила читальня с газетами и журналами и смотровая площадка на башне, а также электростанция для подогрева морской воды в ваннах.
К началу Первой мировой войны в 1914 году в Раушене уже были 6 гостиниц на дюнах и 4 у Мельничного пруда. В их числе - сохранившееся поныне на склоне над Мюлентайхом здание гостиницы с лоджиями и кондитерской-ресторана «Фолькман-хоэ» («Раушенский двор»), выделявшееся декоративной башенкой и деревянными верандами. Также выдающийся с точки зрения архитектуры отель «Дюны» был разобран в 2018 году.
Характерно, что уже тогда появились аналоги более поздних «ведомственных санаториев». Так, отель «Дюны» одно время принадлежал Восточнопрусскому объединению больничных касс. Были возведены дома отдыха: для престарелых сестер милосердия - «Еловый двор», для железнодорожников - «Солнечный угол», для ремесленников - «Прусский двор», для учительниц-пенсионерок - «Песталоцци».
Впоследствии многие дома отдыха и частные виллы перешли под контроль советского военного санатория. А, например, пансионат «Опушка леса» 1910 года постройки в советское время стал профсоюзным санаторием «Светлогорск».
Но, конечно, главную славу Раушена-Светлогорска составили частные фахверковые виллы в стиле модерна-югендстиля начала ХХ века. В 1913 году разросшийся курорт включил в свой состав соседние деревни Зассау и Кобяйтен, население которых занималось рыбной ловлей, добычей янтаря и сельским хозяйством.
Именно с того времени Раушен стал быстро превращаться в великосветский шикарный курорт, который известен до сих пор. К началу ВОВ в 1941 году там насчитывалось уже 650 построек, то есть в 10 раз больше, чем на полвека ранее.
Интересно, что даже тогда виллы строились на верхней части дюн, а не непосредственно у кромки воды на променаде. Селиться слишком близко к штормовому Балтийскому морю никто не решался.
А в современном Светлогорске один из самых дорогих 5-звездочных отелей стоит непосредственно у пляжа. Более того, ведется активное строительство новых объектов, для чего укрепляется берег, а строители буквально вгрызаются в крутой склон.
На рубеже XIX-XX веков стала воплощаться «давняя мечта немцев – жить со своей семьей в собственном доме». В Восточной Пруссии возникли так называемые колонии вилл: Амалиенау в тогдашнем пригороде Кенигсберга (1898), лесная в Метгетене тоже недалеко от Кенигсберга (1906-07), приморская в Георгенвальде вблизи Раушена (1908).
Интересно, что за образцы вилл немцы часто брали швейцарские шале, а также английские коттеджи - как максимально удобные для жизни и близкие к природной среде. Архитекторы Хаенель и Чарманн вовсе считали, что «англичане живут проще и комфортабельнее, чем немцы».
Были проведены два больших конкурса на создание проектов частных домов для проживания 1-6 семей. Конкурс 1896 года Восточного банка Кенигсберга послужил основой для застройки знаменитого квартала Амалиенау. А в 1911 году Общество благоустройства Раушена объявило среди прусских архитекторов конкурс на проекты летних дач.
5 из 9 членов жюри конкурса уже владели домами в Раушене. В жюри вошли именитые специалисты: королевский строительный советник и реставратор Рихард Детлефсен, профессор и правительственный архитектор Фридрих Ларс, инспектор железных дорог и правительственный строительный инспектор Лухт, профессор и архитектор-инженер Георг Остеррот, художник Генрих Грефе, историк искусства и преподаватель строительно-ремесленного училища в Кенигсберге Антон Ульбрих, казначей Общества благоустройства Раушена Карл Кюн, председатель Общества благоустройства Раушена, директор кенигсбергского зоопарка и тайный советник Герман Клаас, а также доктор медицины Эбнер.
В сравнении с проектами для Амалиенау, в Раушене важным условием была простота и дешевизна домов. Другими условиями было наличие помещения для стирки, полы с прочным покрытием на всех этажах, запрет на плоские крыши и на использование недолговечных и легковоспламеняющихся материалов типа рубероида.
Приветствовались застекленные веранды, эркеры, подвалы. Всего на конкурс было подано 135 проектов 1-2-этажных домов, в основном начинающими архитекторами.
Отдельно выделялись черепичные крыши: двускатные, вальмовые, полувальмовые, крестовые, мансардные, с чердачными окнами типа «летучая мышь» и т.д. Особенно много было традиционных для Германии проектов с крутыми двускатными и вальмовыми крышами.
Интересно, что летние дачи, реально построенные в Раушене перед Первой мировой войной, оказались существенно сложней, чем это было предусмотрено конкурсными проектами.
В наше время многие виллы остаются в составе бывшего советского военного санатория. Часть скрыта за заборами, часть хорошо видна с улицы.
В интернете можно найти специальные маршруты о наиболее известным и интересным с точки зрения архитектуры домам. Интересующимся данной темой можно посоветовать посетить «Колесо истории» - частный музей, работающий в Светлогорске с 2014 года.
В заметке использованы материалы из книги «Архитектура Восточной Пруссии: факты и интерпретации», Белинцева И.В., ООО «Живем», Калининград, 2020 и фото из личного архива автора.
Также на канале: