Да, кто же это? Такой вопрос наверняка зададут толпы возмущённых мам, которым их ненаглядные чада поздно перед сном как бы невзначай скажут, что завтра уроки труда и надо принести мешок шишек, листьев разных сортов и оттенков, клей, скотч, пластилин, перья какаду, напильник, сварочный аппарат, четыре литра уайт-спирита и робу шахтёра. И если для вас поделки связаны с долгим ползаньем под берёзками в 7 утра перед первым уроком, то попробуйте утешиться тем, что дети в школе будут не только развивать мелкую моторику и воображение, но и познавать самих себя и мир вообще.
Мастерить поделки из подручных природных материалов придумали не вредные учителя начальных классов. Такой досуг существовал, вероятно, во все времена и во всём мире, в том числе у древних славян. Что может быть проще, чем воткнуть между чешуйками шишки несколько прутиков и получить четырёхногую зверушку? Подобная традиция в английском языке имеет название cone cow. Или запустить в луже кораблик из кусочка коры - такие во множестве находятся при раскопках в польских и русских средневековых городах.
Часто незамысловатые игрушки, в том числе уже из более сложных материалов типа дерева, глины, делали сами родители. И отнюдь не только для того, чтобы их чадо просто повеселилось. Красивые фигурки и погремушки могли служить оберегами от всякого зла, а также знакомили детей с миром звуков. Для мальчишек из дерева вырезали ножички, мечи и другие миниатюрные орудия - поиграют-поиграют, а потом будут привыкать к грубой мужицкой работе, такой как разделка мяса, охота, бои и прочие безрадостные занятия.
Для подобных же целей делали маленькую глиняную посуду и кукол из соломы и дерева (в Америке, например, индианки делали кукол из сухих початков кукурузы.). Вроде играешь, а на деле готовишь себя к суровому быту. А отпрыскам постарше мастерили тележки и деревянных коней, тоже не для забавы - дети, катая по двору повозку, учились понимать свою силу, подражали родителям и начинали осознавать, что в будущем придётся таскать поклажи потяжелее. Такая вот жизнь без «Детского мира». Однако подобные поделки могли играть и более взрослую, ритуальную роль - вспомним, например, масленичное чучело, имеющее множество аналогов и в традициях более древних народов.
Если вам интересно более высокое искусство, то своего рода поделки можно найти не только в народном творчестве. Ведь если можно создавать букеты и гирлянды из живых цветов (что тоже издревле использовалось в том числе в религиозных церемониях), что мешает делать это с сухими плодами?
Существует мнение, что подобные композиции изготавливал и работник легендарных садов Семирамиды. Как рассказывают некоторые историки махровых веков, правитель Вавилона Навуходоносор II в VI веке до нашей эры построил дивные сады для своей дорогой супруги - он заключил мир с мидийцами и женился на их принцессе Амитис. Дамочка выросла в зелёных цветущих горах, а пришлось переезжать к благоверному в каменный Вавилон. Может, эта цивилизация и была великой, но место для жизни выбрала максимально унылое. Чтобы любимая уж совсем не зачахла в этой дыре, Навуходоносор решил построить для неё в качестве утешения грандиозный дворец с террасами для деревьев.
В столицу свезли саженцы удивительных растений со всего света, а параллельно шла стройка покруче, чем в передаче «Школа ремонта». В итоге задумка удалась, а садовнику пришлось не только ухаживать за всем этим царским огородом, но и делать целые изваяния из крупных веток, листьев и плодов. Правда, достоверность истории вызывает скепсис у современных исследователей, что уж говорить о таких подробностях оформления.
Так что продолжайте делать поделки, приобщаться к истории, познанию мира и прекрасного. А с вами была #КнигаРастений.