Задание 1. Подумай и ответь на вопросы:
1. Что обозначает слово ЯЗЫК?
2. Для чего человеку нужен язык?
3. В чём ценность языка?
Задание 2. Просмотри иллюстрации и ответь на те же вопросы.
Продолжи свои мысли к каждой иллюстрации: Язык – это… он нужен человеку для…
1)
Язык – это орган во рту человека … он даёт возможность человеку …
2)
Язык – это средство … он нужен человеку для…
3)
Язык – это способ получения и передачи… он нужен человеку для…
4)
Язык – это способ хранения…, он нужен человеку для…
5)
Язык – это знаки, … это нужно человеку для…
6)
Языком называют пленного человека … , потому что
7)
Языком называют металлический стержень внутри колокола, потому что…
8)
Слово ЯЗЫК употребляется для обозначения принадлежности человека …
Попробуйте ответить на вопрос: в чём же ценность и нужность языка?
Задание 3. Сверь свои ответы с правильными ответами.
Слово ЯЗЫК многозначное - имеет несколько значений. Главные из них:
1. Язык– это орган во рту человека, помогающий определять вкус, а также произносить звуки речи. Это даёт возможность человеку разговаривать с другими людьми, читать вслух, высказывать свои мысли и чувства, делиться знаниями.
2. Язык– это средство общения.
3. Язык- способ получения и передачи знаний от поколения к поколению.
4. Язык- способ хранения информации (в записи).
5. Язык– знаки, передающие информацию: язык животных, язык жестов.
6. Язык- пленный человек, у которого можно получить важные сведения.
7. Язык– металлический стержень внутри колокола, который при ударе издаёт звон.
8.Слово ЯЗЫК употребляется для обозначения принадлежности человека к какому-либо народу: русский язык, английский язык, татарский язык и т.д.
В современном мире насчитывается свыше 7000 языков. Однако, их можно объединить в относительно небольшое количество языковых семей.
9. Язык с точки зрения языкознания. Автор: язык — это звуковое, словесное самовыражение человека, желающего передать свои мысли, чувства, взгляды, знания другому человеку (другим людям).
Инструментом языка являются звуки, сложенные в слова, которыми человек назвал всё, что есть в нашем мире: предметы, явления, действия, признаки и так далее.
В чём же ценность и нужность языка?
Человеку язык нужен для общения, учения, для собственного развития, чтобы познавать мир, в котором родился и живёт. Человек с самого рождения учится языку, но чтобы стать успешным и счастливым в жизни, нужно многое узнать и понять о себе и о мире, хорошо владеть речью, а это невозможно без знания языка, норм и правил написания и речи.
Запомни, как пишется это слово: ЯЗЫК.
Родной язык большинства людей в нашей стране РОССИИ – русский язык. Для людей других национальностей в нашей стране русский язык является единым для всех средством межнационального общения и приобщения к мировым культуре, литературе, искусству. Он также является одним их шести основных языков межгосударственного общения на нашей планете Земля.
Русская словесность
Задание 4. Отгадай загадки. Попробуй объяснить смысл каждой загадки.
Если б не было его, не сказал бы ничего.
Остёр, как бритва, сладок, как мёд, и друга отыщет, и врага обретёт.
Всегда во рту он, знаешь, а все же не глотаешь.
Всегда он в работе, когда говорим, а отдыхает, когда мы молчим.
Первым пробовать привык угощенья все… .
Всегда во рту, а не проглотишь. За стеной костяной, соловейко, спой.
Русский, польский и английский, итальянский и бельгийский — разговорные друзья, так о чем же это я?
Скок да скок – за решёткой зверёк, что ты знал, обо всём рассказал.
Пословицы и поговорки
Задание 5. Прочитай пословицы и поговорки. Попробуй объяснить значение каждой пословицы и поговорки.
Пословицы и поговорки про язык
Язык — ключ к сердцу.
Язык — стяг, дружину водит.
Язык — не кинжал, а ранит — не залечишь.
Язык мал, да великим человеком владеет.
Не давай сердцу воли в гневе, а языку — в беседе.
Язык голубит, язык и губит. Держи язык за зубами.
Язык мой — враг мой: прежде ума рыщет, беды ищет.
Язык наш — враг наш, и язык наш – друг наш.
Языком болтай, а рукам воли не давай.
Языком не спеши, а делом не ленись.
Востер язык, да дурной голове достался.
Длинный язык с умом не в родстве.
Длинный язык до добра не доведёт.
Языком гладок, а душою гадок.
Языком кружева плетет.
Язык не лопатка: знает, что горько, что сладко.
Языком молоть — не дрова колоть, спина не заболит.
Без языка и колокол нем.
Язык до Киева доведет.
Злой язык — злое оружие.
Задание 6. Попробуй ответить: чем отличается пословица от поговорки?
- Сверь свой ответ и правильный ответ.
Пословицы и поговорки – это жанр устного народного творчества.
Пословица - это краткое, мудрое изречение, дающее меткую оценку событию, явлению или человеку. Это целое предложение, имеющее законченную мысль, которая содержит нравоучение, мораль, наставление. Состоит из суждения и вывода. Например: «Не спеши языком – спеши делом».
Поговорка – это меткое, яркое общеизвестное народное выражение, обычно образное или иносказательное. В поговорке выражено отношение человека к чему-либо, его чувства. Это незаконченное предложение, часть суждения без вывода. Вывод должен понять слушающий. Часто поговорка – это часть пословицы, фраза или словосочетание. Например: «Не спеши языком…».
Задание 7. Практическое усвоение. Определи, где пословица, а где поговорка.
1.Глаза боятся, а руки делают. 2.Чужими руками жар загребать. 3.Ученье – свет, а неученье – тьма. 4.В гостях хорошо, а дома – лучше. 5.Один за всех – все за одного. 6. Не всё коту масленица. 7.Труд кормит, а лень портит. 8.Убить двух зайцев. 9.Лёгок на помине. 10.Не в свои сани не садись. 11.Языком торопись, а делом не ленись.
Задание 7. Проверь себя. Ответы.
Пословицы: 1,3,4,5,7,11.
Поговорки: 2,6,8,9,10.
Подведём итоги занятия.
1)Подумай и ответь: что после изучения этой темы тебе важно уяснить?
2)Расскажи, что ты повторил (повторила), а что нового узнал (узнала) на этом занятии.
3)Скажи, что было для тебя наиболее трудным?
Домашнее задание.
1. Перед началом следующего занятия повтори Задания 3, 6.
************
Дорогие друзья! Если Вы считаете мою Школу русского языка полезной Вам и другим людям, ставьте лайки, делитесь ими в соц.сетях, подписывайтесь на мой канал!
Я буду рада и благодарна Вам.