Найти в Дзене

4. Тема 1. Язык.

Оглавление

Задание 1. Подумай и ответь на вопросы:

1. Что обозначает слово ЯЗЫК?

2. Для чего человеку нужен язык?

3. В чём ценность языка?

Задание 2. Просмотри иллюстрации и ответь на те же вопросы.

Продолжи свои мысли к каждой иллюстрации: Язык – это… он нужен человеку для…

1)

-2

Язык – это орган во рту человека … он даёт возможность человеку …

2)

-3

Язык – это средство … он нужен человеку для…

3)

-4

Язык – это способ получения и передачи… он нужен человеку для…

4)

-5

Язык – это способ хранения…, он нужен человеку для…

5)

-6

Язык – это знаки, … это нужно человеку для…

6)

Художник Л.Самойлов.
Художник Л.Самойлов.

Языком называют пленного человека … , потому что

7)

-8

Языком называют металлический стержень внутри колокола, потому что…

8)

-9

Слово ЯЗЫК употребляется для обозначения принадлежности человека …

Попробуйте ответить на вопрос: в чём же ценность и нужность языка?

Задание 3. Сверь свои ответы с правильными ответами.

Слово ЯЗЫК многозначное - имеет несколько значений. Главные из них:

1. Язык– это орган во рту человека, помогающий определять вкус, а также произносить звуки речи. Это даёт возможность человеку разговаривать с другими людьми, читать вслух, высказывать свои мысли и чувства, делиться знаниями.

2. Язык– это средство общения.

3. Язык- способ получения и передачи знаний от поколения к поколению.

4. Язык- способ хранения информации (в записи).

5. Язык– знаки, передающие информацию: язык животных, язык жестов.

6. Язык- пленный человек, у которого можно получить важные сведения.

7. Язык– металлический стержень внутри колокола, который при ударе издаёт звон.

8.Слово ЯЗЫК употребляется для обозначения принадлежности человека к какому-либо народу: русский язык, английский язык, татарский язык и т.д.

В современном мире насчитывается свыше 7000 языков. Однако, их можно объединить в относительно небольшое количество языковых семей.

9. Язык с точки зрения языкознания. Автор: язык — это звуковое, словесное самовыражение человека, желающего передать свои мысли, чувства, взгляды, знания другому человеку (другим людям).

Инструментом языка являются звуки, сложенные в слова, которыми человек назвал всё, что есть в нашем мире: предметы, явления, действия, признаки и так далее.

В чём же ценность и нужность языка?

Человеку язык нужен для общения, учения, для собственного развития, чтобы познавать мир, в котором родился и живёт. Человек с самого рождения учится языку, но чтобы стать успешным и счастливым в жизни, нужно многое узнать и понять о себе и о мире, хорошо владеть речью, а это невозможно без знания языка, норм и правил написания и речи.

Запомни, как пишется это слово: ЯЗЫК.

Родной язык большинства людей в нашей стране РОССИИ – русский язык. Для людей других национальностей в нашей стране русский язык является единым для всех средством межнационального общения и приобщения к мировым культуре, литературе, искусству. Он также является одним их шести основных языков межгосударственного общения на нашей планете Земля.

-10

Русская словесность

-11

Задание 4. Отгадай загадки. Попробуй объяснить смысл каждой загадки.

Если б не было его, не сказал бы ничего.

Остёр, как бритва, сладок, как мёд, и друга отыщет, и врага обретёт.

Всегда во рту он, знаешь, а все же не глотаешь.

Всегда он в работе, когда говорим, а отдыхает, когда мы молчим.

Первым пробовать привык угощенья все… .

Всегда во рту, а не проглотишь. За стеной костяной, соловейко, спой.

Русский, польский и английский, итальянский и бельгийский — разговорные друзья, так о чем же это я?

Скок да скок – за решёткой зверёк, что ты знал, обо всём рассказал.

Пословицы и поговорки

-12

Задание 5. Прочитай пословицы и поговорки. Попробуй объяснить значение каждой пословицы и поговорки.

Пословицы и поговорки про язык

Язык — ключ к сердцу.

Язык — стяг, дружину водит.

Язык — не кинжал, а ранит — не залечишь.

Язык мал, да великим человеком владеет.

Не давай сердцу воли в гневе, а языку — в беседе.

Язык голубит, язык и губит. Держи язык за зубами.

Язык мой — враг мой: прежде ума рыщет, беды ищет.

Язык наш — враг наш, и язык наш – друг наш.

Языком болтай, а рукам воли не давай.

Языком не спеши, а делом не ленись.

Востер язык, да дурной голове достался.

Длинный язык с умом не в родстве.

Длинный язык до добра не доведёт.

Языком гладок, а душою гадок.

Языком кружева плетет.

Язык не лопатка: знает, что горько, что сладко.

Языком молоть — не дрова колоть, спина не заболит.

Без языка и колокол нем.

Язык до Киева доведет.

Злой язык — злое оружие.

Задание 6. Попробуй ответить: чем отличается пословица от поговорки?

- Сверь свой ответ и правильный ответ.

Пословицы и поговорки – это жанр устного народного творчества.

Пословица - это краткое, мудрое изречение, дающее меткую оценку событию, явлению или человеку. Это целое предложение, имеющее законченную мысль, которая содержит нравоучение, мораль, наставление. Состоит из суждения и вывода. Например: «Не спеши языком – спеши делом».

Поговорка – это меткое, яркое общеизвестное народное выражение, обычно образное или иносказательное. В поговорке выражено отношение человека к чему-либо, его чувства. Это незаконченное предложение, часть суждения без вывода. Вывод должен понять слушающий. Часто поговорка – это часть пословицы, фраза или словосочетание. Например: «Не спеши языком…».

Задание 7. Практическое усвоение. Определи, где пословица, а где поговорка.

1.Глаза боятся, а руки делают. 2.Чужими руками жар загребать. 3.Ученье – свет, а неученье – тьма. 4.В гостях хорошо, а дома – лучше. 5.Один за всех – все за одного. 6. Не всё коту масленица. 7.Труд кормит, а лень портит. 8.Убить двух зайцев. 9.Лёгок на помине. 10.Не в свои сани не садись. 11.Языком торопись, а делом не ленись.

Задание 7. Проверь себя. Ответы.

Пословицы: 1,3,4,5,7,11.

Поговорки: 2,6,8,9,10.

Подведём итоги занятия.

1)Подумай и ответь: что после изучения этой темы тебе важно уяснить?

2)Расскажи, что ты повторил (повторила), а что нового узнал (узнала) на этом занятии.

3)Скажи, что было для тебя наиболее трудным?

Домашнее задание.

1. Перед началом следующего занятия повтори Задания 3, 6.

-13

************

Дорогие друзья! Если Вы считаете мою Школу русского языка полезной Вам и другим людям, ставьте лайки, делитесь ими в соц.сетях, подписывайтесь на мой канал!

Я буду рада и благодарна Вам.