Найти в Дзене

5. Тема 2. Языки мира. Древо языков.

Оглавление

Повторение. Ответь на вопросы:

- ЯЗЫК - каково значение этого слова?

- в чём ценность загадок, пословиц и поговорок?

- чем отличаются пословицы и поговорки?

Приведи пример пословицы и поговорки.

Новый материал.

Учёные-языковеды всего мира, изучали свои и другие языки, существующие на нашей планете Земля, в течение нескольких веков.

В результате изучения, анализа, сравнения языков составлено вот такое ДРЕВО языков мира.

Древо языков.
Древо языков.

Дополнение: к германской ветви языков относится также язык представителей еврейской национальности - ИДИШ, возникший в Центральной и Восточной Европе в X-XIV веках на основе средневерхненемецких диалектов.

Задание 1. Внимательно рассмотри Древо языков, его корни, его ветви и веточки.

- Ответь, что означает слово СЕМЬЯ?

- Как ты думаешь, что означает в данном рисунке слово СЕМЬЯ?

- Как ты думаешь, как появились на Земле семьи языков?

Задание 2. Как видишь, основой этого огромного древа - древа всех существующих языков на Земле, являются праязыки (то есть, языки-предки) и вышедшая из них индоевропейская семья языков.

- Как ты думаешь, как определялись учёными «родственные связи» языков Земли?

Задание 3. Найди на этом дереве большую ветвь и растущую на ней веточку русского языка.

- на какой большой ветви растёт веточка русского языка?

Как ты думаешь, почему белорусский, русский и украинский языки не разделены на отдельные ветви языков?

Задание 4. Прочитайте, что говорят учёные-языковеды.

Много веков изучают учёные-языковеды языки, существующие на нашей планете Земля. До сих пор нет среди них согласия: как и где языки появились впервые. Однако большинство учёных сходятся на том, что вышли все языки, скорее всего, из одного места. И были они близкородственными. То есть люди, владеющие ими, сначала могли друг друга понимать.

Существует несколько предположений появления людей на нашей планете ЗЕМЛЯ.

-2

Исходя из этих предположений и рассуждают учёные о появлении языков...

Задание 5. Попробуй объяснить, как появились языки на Земле, исходя из каждой теории.

Задание 6. Попробуй объяснить, как появились на Земле разные языки?

А теперь сверь свои ответы с мнением учёных-языковедов.

Существует несколько версий появления языка на планете Земля как способности общения, сохранения и передачи информации друг другу и последующим поколениям.

1. Человек – создание Бога. Легенда гласит: создал Бог Землю, всё, что на ней, и затем человека по образу и подобию своему. Способность мыслить и говорить - язык - от Бога-отца. Он подарил Землю человеку для жизни, велел её беречь. Первым заданием человеку было назвать всё, что есть на ней.

2. Человек – «переселенец» с другой планеты. Язык людей Земли - это язык первых переселенцев-инопланетян.

3. Человек появился как случайный результат каких-то особых изменений среды на Земле. Также появился и язык.

4. Человек и его язык – результат длительной биологической эволюции, естественный процесс развития живой природы, сопровождающийся изменением человека на генетическом уровне.

Большинство учёных сходятся на том, что вышли все языки из одного места и были они близкородственными. На это указывает древо языков, составленное учёными разных стран за несколько столетий (17 – 20 в.в.).

Значит, люди, владеющие ими, в далёком прошлом были родственниками, и тогда могли друг друга понимать. Ведь родственники – это люди одного Рода.

Шли века. Постепенно расселяясь по Земле, уходя друг от друга всё дальше, люди называли явления, предметы, всё, что возникало новое, уже своими словами.

Так появлялись и накапливались в языках каждого отделившегося Рода новые слова и, значит, и новые, иные языки.

А самые распространённые слова из языков-родителей в этих новых языках оставались прежними, немного видоизменяясь.

Рассмотрим, как русское слово МАМА звучит сегодня в разных языках. Возьмём несколько родственных языков из разных языковых ветвей.

1.Италийская ветвь языков:

итальянский язык – Mamma [mammɑ̃];

испанский - mamá, madre [mamɑ̃,madre];

латынь – mater, mom [mater, mum] ;

румынский – mamă, mamă; [mamɑ̃] ;

французский - maman, mère [mamɑ̃, mɛа].

2. Германская ветвь языков:

английский – mom, mother [mɒm, ˈmʌðə];

немецкий - mutter [ˈmʊtɐ] ;

африканский - ma [ma];

шведский - mor, mor [mur];

датский - mor, Mor [mur].

Как видим, слово МАМА в разных современных языках звучит очень узнаваемо, похоже.

Также и другие слова, появившиеся в изначальные времена в сначала едином для всех языке, до сих пор похожи на свои первоначальные варианты.

Рассматривая Древо языков, мы видим, что индоевропейская семья языков, выросшая из одного праязыка – самая большая семья языков на нашей планете Земля.

Этот древнейший праязык, стал прародителем и многочисленной славяно-русской ветви языков.

Рассмотрим славянскую ветвь языков.

-3

Все эти языки имеют в основе один и тот же – общеславянский - древнерусский язык.

С представителями этих языков русский человек может разговаривать без переводчика, так они близки между собой.

Рассмотрим, как звучат слова: МАТЬ, ОТЕЦ, СЕСТРА,СОЛНЦЕ, МЕСЯЦ на этих языках.

Посмотри некоторые примеры.

Русский язык Украинский язык Белорусский язык

мать - матi - мацi

отец - батько - бацька

сестра - сестра - сястра

солнце - сонце - сонца

месяц - мiсяць - месяц

Болгарский язык - Македонский язык - Сербский язык

Мамо, майка - маjка - маjка

баща - татко - отац

сестра - сестра - сестра

слънце - сонце - сунце

месец - месецот - месец

Хорватский язык - Словенский язык - Чешский язык

маjка - Mati - maminka

otac - Oče - tatinek

sestra - sestra - sestra

sunce - Sonce - slunce

mjesec - Mesec - měsíc

Словацкий язык - Польский язык

matka - matka

otec - ojciec

sestra - siostra

otec - ojciece

mesiac - miesiąc

Задание 7. Рассмотрев все примеры, ответь, согласен ли ты, все эти слова имеют единую древнерусскую основу?

Лужицкий, полавский - славянские языки - многие исследователи относят к диалектам славянских языков.

Диале́кты — это территориальные разновидности одного и того же языка.

Наиболее близкими по словарному составу являются русский, украинский и белорусский языки, разделившиеся в сравнительно недавнее время, в XIII – XIV веках.

Некоторые учёные считают, что русский, украинский и белорусский можно считать диалектами одного и того же древнерусского национального языка. Настолько они близки.

-4

Поддержать канал (от 10 руб.): Альфа-Банк: 2200 1523 1773 2363 Сбербанк: 2202 2005 3015 0091

***************

Русская словесность.

Писатели и поэты России о ценности языков.

-5

«…Язык есть исповедь народа, в нём слышится его природа, его Душа и быт родной». Пётр Андреевич Вяземский.

-6

-7

«Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры… Поэтому-то изучение и сбережение языка является

не праздным занятием от нечего делать, но насущной

необходимостью». Александр Иванович Куприн.

-8

-9

"Величайшее богатство народа — его язык".

"Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта."

Шолохов Михаил Александрович .

-10

Николай Константинович Доризо.
Николай Константинович Доризо.

«…Любой язык по-своему велик – Бесценное наследство вековое. Так берегите свой родной язык, Как самое на свете дорогое ...»

Николай Константинович Доризо.

-12

-13

Владислав Маркович И́ллич-Сви́тыч.

«Язык — это брод через реку времени. Он ведет нас к жилищу ушедших;

но туда не сможет прийти тот, кто боится глубокой воды».

-14

Подведём итоги занятия.

1)Подумай и ответь: что после изучения этой темы тебе важно уяснить?

2)Расскажи, что ты повторил (повторила), а что нового узнал (узнала) на этом занятии.

3)Скажи, что было для тебя наиболее трудным?

Домашнее задание.

1. Скопируй рисунок Древа языков мира, распечатай на листе А4 и повесь перед глазами над рабочим столом. Часто глядя на него, постепенно ты запомнишь его во всех деталях.

-15

Дорогие друзья! Если Вы считаете мою Школу русского языка полезной Вам и другим людям, ставьте лайки, делитесь ими в соц.сетях, подписывайтесь на мой канал!

Я буду рада и благодарна Вам.

Поддержать автора:
Сбербанк: 2202 2069 5648 6927.