Повторение. Ответь на вопросы:
- ЯЗЫК - каково значение этого слова?
- в чём ценность загадок, пословиц и поговорок?
- чем отличаются пословицы и поговорки?
Приведи пример пословицы и поговорки.
Новый материал.
Учёные-языковеды всего мира, изучали свои и другие языки, существующие на нашей планете Земля, в течение нескольких веков.
В результате изучения, анализа, сравнения языков составлено вот такое ДРЕВО языков мира.
Дополнение: к германской ветви языков относится также язык представителей еврейской национальности - ИДИШ, возникший в Центральной и Восточной Европе в X-XIV веках на основе средневерхненемецких диалектов.
Задание 1. Внимательно рассмотри Древо языков, его корни, его ветви и веточки.
- Ответь, что означает слово СЕМЬЯ?
- Как ты думаешь, что означает в данном рисунке слово СЕМЬЯ?
- Как ты думаешь, как появились на Земле семьи языков?
Задание 2. Как видишь, основой этого огромного древа - древа всех существующих языков на Земле, являются праязыки (то есть, языки-предки) и вышедшая из них индоевропейская семья языков.
- Как ты думаешь, как определялись учёными «родственные связи» языков Земли?
Задание 3. Найди на этом дереве большую ветвь и растущую на ней веточку русского языка.
- на какой большой ветви растёт веточка русского языка?
Как ты думаешь, почему белорусский, русский и украинский языки не разделены на отдельные ветви языков?
Задание 4. Прочитайте, что говорят учёные-языковеды.
Много веков изучают учёные-языковеды языки, существующие на нашей планете Земля. До сих пор нет среди них согласия: как и где языки появились впервые. Однако большинство учёных сходятся на том, что вышли все языки, скорее всего, из одного места. И были они близкородственными. То есть люди, владеющие ими, сначала могли друг друга понимать.
Существует несколько предположений появления людей на нашей планете ЗЕМЛЯ.
Исходя из этих предположений и рассуждают учёные о появлении языков...
Задание 5. Попробуй объяснить, как появились языки на Земле, исходя из каждой теории.
Задание 6. Попробуй объяснить, как появились на Земле разные языки?
А теперь сверь свои ответы с мнением учёных-языковедов.
Существует несколько версий появления языка на планете Земля как способности общения, сохранения и передачи информации друг другу и последующим поколениям.
1. Человек – создание Бога. Легенда гласит: создал Бог Землю, всё, что на ней, и затем человека по образу и подобию своему. Способность мыслить и говорить - язык - от Бога-отца. Он подарил Землю человеку для жизни, велел её беречь. Первым заданием человеку было назвать всё, что есть на ней.
2. Человек – «переселенец» с другой планеты. Язык людей Земли - это язык первых переселенцев-инопланетян.
3. Человек появился как случайный результат каких-то особых изменений среды на Земле. Также появился и язык.
4. Человек и его язык – результат длительной биологической эволюции, естественный процесс развития живой природы, сопровождающийся изменением человека на генетическом уровне.
Большинство учёных сходятся на том, что вышли все языки из одного места и были они близкородственными. На это указывает древо языков, составленное учёными разных стран за несколько столетий (17 – 20 в.в.).
Значит, люди, владеющие ими, в далёком прошлом были родственниками, и тогда могли друг друга понимать. Ведь родственники – это люди одного Рода.
Шли века. Постепенно расселяясь по Земле, уходя друг от друга всё дальше, люди называли явления, предметы, всё, что возникало новое, уже своими словами.
Так появлялись и накапливались в языках каждого отделившегося Рода новые слова и, значит, и новые, иные языки.
А самые распространённые слова из языков-родителей в этих новых языках оставались прежними, немного видоизменяясь.
Рассмотрим, как русское слово МАМА звучит сегодня в разных языках. Возьмём несколько родственных языков из разных языковых ветвей.
1.Италийская ветвь языков:
итальянский язык – Mamma [mammɑ̃];
испанский - mamá, madre [mamɑ̃,madre];
латынь – mater, mom [mater, mum] ;
румынский – mamă, mamă; [mamɑ̃] ;
французский - maman, mère [mamɑ̃, mɛа].
2. Германская ветвь языков:
английский – mom, mother [mɒm, ˈmʌðə];
немецкий - mutter [ˈmʊtɐ] ;
африканский - ma [ma];
шведский - mor, mor [mur];
датский - mor, Mor [mur].
Как видим, слово МАМА в разных современных языках звучит очень узнаваемо, похоже.
Также и другие слова, появившиеся в изначальные времена в сначала едином для всех языке, до сих пор похожи на свои первоначальные варианты.
Рассматривая Древо языков, мы видим, что индоевропейская семья языков, выросшая из одного праязыка – самая большая семья языков на нашей планете Земля.
Этот древнейший праязык, стал прародителем и многочисленной славяно-русской ветви языков.
Рассмотрим славянскую ветвь языков.
Все эти языки имеют в основе один и тот же – общеславянский - древнерусский язык.
С представителями этих языков русский человек может разговаривать без переводчика, так они близки между собой.
Рассмотрим, как звучат слова: МАТЬ, ОТЕЦ, СЕСТРА,СОЛНЦЕ, МЕСЯЦ на этих языках.
Посмотри некоторые примеры.
Русский язык Украинский язык Белорусский язык
мать - матi - мацi
отец - батько - бацька
сестра - сестра - сястра
солнце - сонце - сонца
месяц - мiсяць - месяц
Болгарский язык - Македонский язык - Сербский язык
Мамо, майка - маjка - маjка
баща - татко - отац
сестра - сестра - сестра
слънце - сонце - сунце
месец - месецот - месец
Хорватский язык - Словенский язык - Чешский язык
маjка - Mati - maminka
otac - Oče - tatinek
sestra - sestra - sestra
sunce - Sonce - slunce
mjesec - Mesec - měsíc
Словацкий язык - Польский язык
matka - matka
otec - ojciec
sestra - siostra
otec - ojciece
mesiac - miesiąc
Задание 7. Рассмотрев все примеры, ответь, согласен ли ты, все эти слова имеют единую древнерусскую основу?
Лужицкий, полавский - славянские языки - многие исследователи относят к диалектам славянских языков.
Диале́кты — это территориальные разновидности одного и того же языка.
Наиболее близкими по словарному составу являются русский, украинский и белорусский языки, разделившиеся в сравнительно недавнее время, в XIII – XIV веках.
Некоторые учёные считают, что русский, украинский и белорусский можно считать диалектами одного и того же древнерусского национального языка. Настолько они близки.
Поддержать канал (от 10 руб.): Альфа-Банк: 2200 1523 1773 2363 Сбербанк: 2202 2005 3015 0091
***************
Русская словесность.
Писатели и поэты России о ценности языков.
«…Язык есть исповедь народа, в нём слышится его природа, его Душа и быт родной». Пётр Андреевич Вяземский.
«Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры… Поэтому-то изучение и сбережение языка является
не праздным занятием от нечего делать, но насущной
необходимостью». Александр Иванович Куприн.
"Величайшее богатство народа — его язык".
"Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта."
Шолохов Михаил Александрович .
«…Любой язык по-своему велик – Бесценное наследство вековое. Так берегите свой родной язык, Как самое на свете дорогое ...»
Николай Константинович Доризо.
Владислав Маркович И́ллич-Сви́тыч.
«Язык — это брод через реку времени. Он ведет нас к жилищу ушедших;
но туда не сможет прийти тот, кто боится глубокой воды».
Подведём итоги занятия.
1)Подумай и ответь: что после изучения этой темы тебе важно уяснить?
2)Расскажи, что ты повторил (повторила), а что нового узнал (узнала) на этом занятии.
3)Скажи, что было для тебя наиболее трудным?
Домашнее задание.
1. Скопируй рисунок Древа языков мира, распечатай на листе А4 и повесь перед глазами над рабочим столом. Часто глядя на него, постепенно ты запомнишь его во всех деталях.
Дорогие друзья! Если Вы считаете мою Школу русского языка полезной Вам и другим людям, ставьте лайки, делитесь ими в соц.сетях, подписывайтесь на мой канал!
Я буду рада и благодарна Вам.
Поддержать автора:
Сбербанк: 2202 2069 5648 6927.