Найти тему
Кирилл Вишнепольский

А вы знали, что Россия была великой жемчужной державой?

Настолько, что даже драгоценный «Мешочек Иштвана Святого», который долго считали единственной сохранившейся вещью основателя Венгерского королевства (ок. 970/975-1038) — и тот оказался продукцией «одного из больших русских монастырей». Это, видимо, самый древний выживший пример русской вышивки жемчугом, он хранится в Австрии. Но и в каменных пещерах музеев РФ не счесть жемчужин (хотя одна попытка удалась — см. ниже).

Мешочек венгерского короля Иштвана (Стефана), Древняя Русь, вторая половина 11 в. В. 15,5 см, Ш. 13,5 см. Шелк, лен, золотые нити, серебро, топаз, речной жемчуг, гранат. Застежка по нижнему краю, крупный топаз и крест из гранатов сверху — вероятно, дополнения 17 в. © Музей истории искусств, Вена
Мешочек венгерского короля Иштвана (Стефана), Древняя Русь, вторая половина 11 в. В. 15,5 см, Ш. 13,5 см. Шелк, лен, золотые нити, серебро, топаз, речной жемчуг, гранат. Застежка по нижнему краю, крупный топаз и крест из гранатов сверху — вероятно, дополнения 17 в. © Музей истории искусств, Вена

Недавнее филологическое (!) исследование кириллических текстов с этого мешочка показало, что он точно сделан где-то у нас во второй половине 11 века. Иштван (он же Стефан) вряд ли успел воспользовался этой сумочкой — разве что в нем хранили мощи короля.

И первоначальное назначение «мешочка» остается неясным. Но несомненно, говорит музей, что это произведение «высокого ювелирного искусства»: на 1 см золотой вышивки тут приходится почти 700 стежков!

Повязка девичья, Россия, вторая половина 18 в. Шелковые ткани, речной жемчуг, коралл, перламутровые плашки, цветные стекла, металл, золотные нити, канитель © Государственный исторический музей, Москва
Повязка девичья, Россия, вторая половина 18 в. Шелковые ткани, речной жемчуг, коралл, перламутровые плашки, цветные стекла, металл, золотные нити, канитель © Государственный исторический музей, Москва

В Венгрию, а потом Австрию мешочек попал еще в старые времена: средневековая Русь была крупным экспортером изделий из жемчуга. Речь, конечно, о жемчуге речном. Он в среднем мельче морского, не такой яркий и не всегда круглый — зато очень подходит для рукоделия.

Жемчужины после извлечения из раковины, как правило, были мягкими. Их «замаривали»: держали сначала во рту (до двух часов!), потом в мокрой тряпке за пазухой, пока не затвердеет. Где-то на этом этапе серебристое зернышко протыкали иглой, чтобы потом мастерица могла протянуть через него льняную или шелковую нить (впрочем, часто жемчуг просто сверлили).

Вот это, для наглядности — целая коробка продырявленного речного жемчуга.

Жемчуг мелкий речной рассыпной, конец 18-начало 19 вв. © Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Жемчуг мелкий речной рассыпной, конец 18-начало 19 вв. © Владимиро-Суздальский музей-заповедник

Рабочий запас мастерицы конца 18-начала 19 вв. Каким-то чудом коробка добралась до наших дней и стала экспонатом.

Прусский экономист Август фон Гакстгаузен, побывавший в России в середине 19 века, писал: «каждая крестьянка носит на шее, на головном уборе от 200 до 300, а иногда и до 1000 настоящих жемчужин». А что тут удивительного: сами же крестьяне этот жемчуг и добывали.

Драгоценный перламутр давали 150 рек и озер России, преимущественно на Севере. Что-то промысловики оставляли себе, а лучшие экземпляры, например, шли на оклады икон и церковные облачения. Жемчуг в христианской символике — символ чистоты, веры и тайного знания. А для католиков — еще и Христа в чреве Марии.

В знаменитом «Абердинском бестиарии» (сборнике зоологических статей с иллюстрациями, 12 век) поясняют аналогию: «Когда [раковина] поднимается со своего места отдыха к поверхности моря, она открывает пасть и впитывает небесную росу, а вокруг сияют солнечные лучи; так внутри камня растет драгоценнейшая жемчужина, рожденная из небесной росы и сияния солнца».

В центре: наградной знак царя Алексея Михайловича, Россия, третья четверть 17 в. Золото, серебро, алмазы, изумруды, жемчуг. © Государственный исторический музей, Москва. По бокам: рясны, подвески к женскому головному убору, Россия, 16 в.. Золото, жемчуг, серебро, камни драгоценные, сургуч, нити © Оружейная палата, Москва
В центре: наградной знак царя Алексея Михайловича, Россия, третья четверть 17 в. Золото, серебро, алмазы, изумруды, жемчуг. © Государственный исторический музей, Москва. По бокам: рясны, подвески к женскому головному убору, Россия, 16 в.. Золото, жемчуг, серебро, камни драгоценные, сургуч, нити © Оружейная палата, Москва

Вот, кстати, насчет чистоты. Европейская речная жемчужница (Margaritifera margaritifera) — индикатор экологического благополучия. Она чувствительна даже к жесткости воды, не говоря уж о мазуте, тяжелых металлах и прочих прелестях современного мира.

«В настоящее время европейские жемчужницы редки и находятся под угрозой исчезновения», — пишет энциклопедия. Хоп, и все: этот природный ресурс нашей необъятной, бездонной Земли вдруг исчерпался. Мы сами виноваты: променяли красоту на индустриализацию.

Сапожок, Россия, вторая половина XVII в. Бархат, кожа домашней козы, шнур золотный, тесьма золотная, нити хлопчатобумажные, жемчуг © Оружейная палата, Москва
Сапожок, Россия, вторая половина XVII в. Бархат, кожа домашней козы, шнур золотный, тесьма золотная, нити хлопчатобумажные, жемчуг © Оружейная палата, Москва

Бодрит одна мысль: зато у нас остался другой ресурс — пусть малооплачиваемые, но самоотверженные работники музеев. В описании той самой коробки с речным жемчугом из Владимира музей спокойно сообщает: «вес 236 г., общее кол-во 15690 шт.»

Это ведь кто-то однажды сел поудобнее, да и посчитал все перламутровые крупинки одну за другой! Потрясающе.