1613 год в истории России стал годом окончания Смутного времени и началом более чем трехсотлетнего царствования рода Романовых. Первым царем этой династии стал сын патриарха Филарета Михаил Фёдорович Романов.
Освободив Москву от поляков, предводители земского и казачьего ополчений князья Дмитрий Пожарский и Дмитрий Трубецкой отправили во все концы страны призывы прислать в столицу выборных людей на Земский собор. В январе 1613 года в Москву прибыли представители всех сословий, включая посадских людей и крестьян. Первым, о чем на Соборе удалось договориться практически единогласно, стал отказ от иностранных претендентов. Было принято решение выбирать своего природного русского государя. И тут, как пишет Василий Осипович Ключевский, «начались козни, смуты и волнения».
Вот как описывал Ключевский состояние умов в те времена: «…появление выборного царя на престоле должно было представляться народной массе не следствием политической необходимости…, а чем-то похожим на нарушение законов природы: выборный царь был для нее такой же несообразностью, как выборный отец, выборная мать. Вот почему в понятие об «истинном» царе простые умы не могли, не умели уложить ни Бориса Годунова, ни Василия Шуйского, а тем паче польского королевича Владислава. В них видели узурпаторов, тогда как один призрак природного царя … располагал к доверию».
В обсуждениях на Соборе прошло немало дней. В конце концов стало преобладать суждение, «что ближе всех по родству с прежними царями был Михаил Федорович Романов». Это и решило дело – Собор провозгласил Михаила Романова царем. Но важно было знать и народное мнение. Представители Собора вышли на Красную площадь и с Лобного Места спросили заполнивших площадь людей: «Кого хотите видеть царем?» В ответ услышали возгласы: «Михаила Фёдоровича Романова!» Родство с прежней династией было для народа главным. По словам Ключевского, «в царе Михаиле видели не соборного избранника, а племянника царя Федора, природного, наследственного царя». Бояр же, руководивших выборами, устраивало то, что новый царь был молод, и у них была надежда править от его имени.
В это время отец Михаила патриарх Филарет находился в польском плену, а сам шестнадцатилетний Михаил со своей матерью инокиней Марфой – в родовом имении Домнино под Костромой. Узнав о решении Собора, поляки отправили под Кострому отряд с целью захватить избранного царя, чтобы затем настаивать на избрании русским царем Владислава, сына польского короля Сигизмунда III. Находясь недалеко от Костромы, поляки захватили крестьянина Ивана Сусанина и стали его пытать, чтобы узнать дорогу на Домнино. Но Сусанин успел тайно отправить своего зятя в Домнино с известием о приближении польского отряда, а сам повел поляков лесную чащу. Узнав об обмане, поляки жестоко убили Ивана Сусанина, но предупрежденные им Михаил и Марфа успели укрыться в Ипатьевском монастыре близ Костромы.
Примечание. В истории Ивана Сусанина сейчас трудно отделить, что правда, а что легенда. Но одно несомненно: сам подвиг был. Об этом свидетельствует грамота, жалованная царем зятю Ивана Сусанина Богдану Собинину, где есть такие слова: «…и он, Иван, ведая про нас, великого государя, где мы в те поры были, терпя … немерные пытки, про нас, великого государя, тем польским и литовским людям, где мы в те поры были, не сказал, и польские и литовские люди замучили его до смерти …»
Михаил и Марфа Романовы приняли посланную Земским Собором делегацию в Ипатьевском монастыре. На известие об избрании Михаила царем Романовы первоначально ответили категорическим отказом. Марфа припомнила делегатам об изменах и бунтах против Бориса Годунова, об убийстве его сына Фёдора, об аресте Василия Шуйского, о Лжедмитриях. Она ссылалась также на то, что страна разорена и окружена врагами. Как может шестнадцатилетний юноша взвалить на себя тяжелейший труд восстановления страны и отражения внешних угроз? В ответ на эти аргументы посланцы Собора клялись в вечной верности избранному царю обещали всячески помогать ему в управлении государством. «Послы со слезами молили и били челом Михаилу, чтоб соборного моленья и челобитья не презрил; выбрали его по изволению божию, не по его желанию…», – пишет С.М. Соловьев. Только после долгих уговоров и клятв в верности Марфа дала согласие и благословила сына на царство Феодоровской иконой Божией Матери. В июле 1613 года Михаил был венчан на царство в Успенском соборе Московского Кремля. Так в России было положено начало новой правящей династии Романовых.
Вначале править молодому царю помогала мать. После возвращения в 1619 году патриарха Филарета из польского плена в стране фактически сложилось двоевластие. До самой своей кончины в 1633 году Филарет активно участвовал в управлении государством. «Хотя имя Михаила и стояло прежде имени отца его, но понятно, что опытный и твердый Филарет имел очень большую долю в правлении при малоопытном, молодом и мягком Михаиле», – пишет С.М. Соловьев.
Михаил Фёдорович не отличался крепким здоровьем и скончался в 1645 году в возрасте 49 лет. За время его правления был установлен мир с Польшей и Швецией, была проведена организация армии и еще целый ряд прогрессивных реформ. Но главным достижением было преодоление тяжелых последствий Смутного времени, восстановление в стране нормального хозяйства и торговли.
От брака с Евдокией Стрешневой у Михаила Фёдоровича родилось 10 детей, но выжили только четверо. Михаил Фёдорович стал отцом одного из самых успешных Романовых – царя Алексея Михайловича Тишайшего и дедом преобразователя России – Петра Великого.