Как известно, русофобия имеет многовековую историю. И нередко именно русофобия порождала иных детищ, гораздо более опасных, нежели просто страх перед русскими или ненависть к русским. В данном случае разговор пойдет о рождении норманизма.
В 1615 г. в Швеции на шведском же языке вышло в свет сочинение некоего Петра Петрея под названием «История о великом княжестве Московском, происхождении великих русских князей, недавних смутах, произведенных там тремя Лжедимитриями, и о московских законах, нравах, правлении, вере и обрядах» (Petrus Petrejus. Regni Muschovitici sciographia. Thet är: een wiss och egenteligh beskriffning om Rydzland… Stockholm, 1615). В 1620 г. это же сочинение, но уже в авторском переводе на немецкий язык, было опубликовано в Германии, в Лейпциге (Petrus Petrejus. Historien und Bericht Von dem Grossfürstenthumb Muschkow… in sechs Theilen zusammen gefasset, beschrieben… Lipsiae, 1620). Сочинение это знаменательно тем, что в нем первые русские князья Рюрик, Синеус и Трувор впервые были объявлены… шведами. Как и зачем это произошло?
Петр Петрей де Ерлезунда (швед. Peer Persson de Erlesunda, лат. Petrus Petrejus) (1570–1622) – шведский дворянин, учился в Марбургском университете, но оказался в долговой тюрьме и в 1593 г. из университета был исключен. Вернулся в Швецию, где поступил на государственную службу. Как политический агент шведского короля, в 1601 г. был послан в Россию для сбора информации об отношении русского правительства к шведской короне. В 1605 г. вернулся в Швецию и получил должность придворного историографа короля Карла IX. В 1608 г. опубликовал краткий историко-географический обзор России и российской истории под названием «Достоверная и правдивая Реляция о некоторых событиях, которые в истекшие годы произошли в Великом княжестве Московии…» (Een wiss och. sanfardigh Berattelse, om nagra Forandringar som j thesse framledne ihr, athi Storfurstendomet Muskow skedde are. Stockholm, 1608), описывающее события в России со времен Ивана IVВасильевича до воцарения Василия Шуйского. В 1607–1613 гг., вновь исполняя различные королевские поручения, он неоднократно бывал в России. В 1617 г. Петрей принимал участие в составлении Столбовского мирного договора между Швецией и Россией. Одновременно он продолжал заниматься литературно-историческими изысканиями, написал ту самую книгу об истории великого княжества Московского. Скончался П. Петрей в 1622 г., по предположениям историков, от чумы.
Нужно честно и сразу признаться, что историк из Петрея – никакой, даже – никакущий. «История о великом княжестве Московском…» – сочинение, наполненное неимоверно огромным числом исторических ошибок. Так, рассказывая о первых веках российской истории, Петрей излагает довольно-таки фантасмагорическую версию, в которой князь Олег не смог взять Царьград и погиб во время побега из Византии; князю Игорю Старому отрубают голову печенеги, после чего с печенегами, а не с древлянами, воюет княгиня Ольга; не Ярослав Владимирович Мудрый, а его сын Всеволод, которого Петрей объявляет сыном Владимира Святого, воюет со Святополком; в Москве сначала княжил Григорий Данилович Калита, а потом Иван Калита и т. д. Кроме того, сочинение Петрея – крайне тенденциозное, написанное с откровенных «прошведских» позиций. Петрей утверждает, что «варварская, отвратительная и бесстыдная жизнь и природа» русских людей не позволяет им иметь «русских природных государей», т. е. русские «варвары» неспособны создать собственное государство, поэтому им необходимы для этого «чужеземные князья». В результате автор исторического сочинения обосновывает необходимость подчинения русского народа и русских земель иностранному владычеству, в данном случае – шведскому королю. Именно поэтому, обращаясь к истокам российской государственности, Петрей, первым из всех иностранных и русских авторов на голубом глазу заявляет о шведском происхождении варягов: «В русских сказаниях и летописях упоминается народ, называемый у них варягами, с коими вели они большую войну и были принуждены платить им дань ежегодно по белке со всякого дома. Но я нигде не мог отыскать, что за народ были варяги, и потому должен думать и войти в подробные разыскания, что они пришли из Шведского королевства или из вошедших в состав его земель Финляндии и Ливонии». Какими бы либо доказательствами этого своего утверждения Петрей себя не утруждает. Причем здесь Петрей противоречит сам себе, потому что в самом начале своего горе-сочинения он писал, что Рюрик, Синеус и Трувор было «родом из Пруссии». Однако даже собственного противоречия он не замечает и в дальнейшем продолжает «гнуть» свое - первые русские князья были шведами: «Некоторые жестоко спорят и говорят, что эти три брата, варяги, пришли из других стран, а не из Швеции, я оставляю это во всей его силе и не буду очень оспаривать, только они должны сознаться, что шведы пособили русским в этом деле, по доброму соседству, дружбе и сношениям и лучше хотели видеть иноземных государей на царстве у русских, нежели их собственных правителей, потому что шведам довольно была известна их варварская, отвратительная и бесстыдная жизнь и природа, почему они и старались лучше иметь своими соседями чужеземных князей, нежели русских природных государей».
Таким образом, Петра Петрея можно считать прародителем или даже основателем теории норманизма, идеи которого подхватила и развила шведская историография XVII века, а, начиная с XVIII в. – русская и западноевропейская историография. По этой причине в Швеции его правомерно считают первым, кто сказал, что «шведы заложили основы Русского государства».
Сочинение Петрея получило широкую известность и многократно выходило на разных языках. В России труд Петрея был издан сначала на немецком языке в серии «Rerum rossicarum scriptores exteri» в 1851 г.: Сказания иностранцев о России (Rerum rossicarum scriptores exteri). Т. 1: Московския летописи Конрада Бусова и Петра Петрея (V. 1. Conradi Bussovii et Petri Petrei chronica Moscovitica continens). СПб., 1851. Единственный русский перевод был осуществлен А. Н. Шемякиным и увидел свет в 1867 г.: Петр Петрей-де-Ерлезунда. История о Великом княжестве Московском, происхождении великих русских князей, недавних смутах, произведенных там тремя Лжедимитриями, и о московских законах, нравах, правлении, вере и обрядах… / Пер. с нем. и предисл. А. Н. Шемякина. М., 1867. Познакомиться с этим сочинением можно на сайте «Восточная литература»: https://www.vostlit.info/Texts/rus9/Petrej2/text21.phtml?id=1093
К сожалению, сегодня норманизм является мейнстримом в отечественной исторической науке.