Найти в Дзене

Графика Татьяны Назаренко на выставке "Достопримечательности"

В одной из локаций выставки представлены работы известной российской художницы Татьяны Назаренко. Ее звезда зажглась еще в самом начале профессионального пути, в 70-е годы прошлого века, когда она своими работами точно попала в настроения того времени. Художница прославилась масштабными полотнами на социальные и исторические темы с оригинальными художественными решениями и абсолютно своеобразным языком.

Татьяна Григорьевна Назаренко. Фото Бориса Сысоева
Татьяна Григорьевна Назаренко. Фото Бориса Сысоева

В перестроечные и постперестроечные годы из ее картин постепенно уходил лиризм, но нарастал гротеск, который иногда доходил до откровенной карикатуры. В это же время, в середине 90-х годов, появилась и ее известная графическая серия литографий под названием "Люди – звери". В этих работах – очень чувствуется то время, время серьезных социальных потрясений, время разрушения ценностей целого народа, многие тогда почувствовали себя обманутыми, будущее было неопределенно. Страна неслась куда-то, но куда – мало кто понимал.

Т.Назаренко. Из серии "Люди - звери".1995, бум., литография. Работа находится в коллекции Музея Актуального Реализма
Т.Назаренко. Из серии "Люди - звери".1995, бум., литография. Работа находится в коллекции Музея Актуального Реализма

Многие художники в тот период стали писать картины, героями которых становились какие-то монстры – то ли пришельцы, то ли полулюди-полузвери, в общем, что-то непонятное, страшное, темное. Это было некое олицетворение времени, метафора эпохи потрясений, смятения и слома всего и вся. Многие люди ощущали растерянность, не знали, что их ждет, куда идти.

Таковы и герои серии "Люди - звери" Татьяны Назаренко: посмотрите на миниатюрные фигурки мужчины и женщины ростом с фарфоровую статуэтку и столь же хрупкие. Они такие маленькие и слабые рядом с монстрами – то ли людьми, потерявшими человеческий облик, то ли животными, мимикрирующими под людей.

Т.Назаренко. Из серии "Люди - звери".1995, бум., литография. Работа находится в коллекции Музея Актуального Реализма
Т.Назаренко. Из серии "Люди - звери".1995, бум., литография. Работа находится в коллекции Музея Актуального Реализма

И вот эти маленькие персонажи, абсолютно незащищенные, даже хотя бы одеждой, как на ладони у страшных монстров. Те за ними наблюдают, кажется, вот-вот готовы растерзать. Но нет, не трогают. Возможно, их больше всего интересует вопрос: выдержат ли? Не сдадутся ли? Что предпримут? Как выйдут из положения?

Т.Назаренко. Из серии "Люди - звери".1995, бум., литография. Работа находится в коллекции Музея Актуального Реализма
Т.Назаренко. Из серии "Люди - звери".1995, бум., литография. Работа находится в коллекции Музея Актуального Реализма

Стоит обратить внимание еще на один момент в этих работах: смотрите, везде эти маленькие человечки действуют не в одиночку, а вдвоем. И это очень важно – их двое, они вместе, они держатся за руки, они поддерживают друг друга. Вдвоем - они сильнее, чем по одиночке.

В одном из интервью Назаренко подчеркнула, что тема одиночества- одна из ключевых в ее творчестве. Она призналась, что одиночество ей представляется как одна из самых значительных и страшных драм человека, которая подстерегает нас в разные моменты жизни и призналась, что в самых разных ее работах именно эта тема присутствует и многое определяет.

Т.Назаренко. Из серии "Люди - звери".1995, бум., литография. Работа находится в коллекции Музея Актуального Реализма
Т.Назаренко. Из серии "Люди - звери".1995, бум., литография. Работа находится в коллекции Музея Актуального Реализма

Кажется, что в этих фарфоровых человечках художница видит и саму себя, это тест на силу, мастерство и упорство преодоления. Это смелость противостоять злу, идти своим путем во что бы то ни стало. По факту победа осталась за мастером, не предавшим идеалы своей юности и свой талант живописца.