Безмятежная неземная красота... Безграничная власть... и свидетельство невероятной художественной виртуозности. Дух захватывает.
Эта пара изображена в натуральную величину и датируется 2490-2472 годами до н.э. Гладкая, как шелк, тщательно обработанная поверхность темного камня... Лепка не только отражает идеалы красоты того времени- но создает ощущение вечности и бессмертия даже сегодня.
Несомненно, самыми знаковыми сооружениями Египта фараонов являются загадочные Великие пирамиды на плато Гиза. Они построены в разгар периода, известного как Древнее царство.
Пирамиды не являются автономными сооружениями. Те, что были в Гизе, составляли лишь часть гораздо большего комплекса, который включал храм у основания самой пирамиды, длинные коридоры, небольшие вспомогательные пирамиды и второй храм (известный как "храм долины") на некотором расстоянии от пирамиды.
"Храмы долины" использовались для посмертного культа усопшего фараона и действовали в течение сотен лет (иногда намного дольше).
Изображения царя были размещены в этих храмах, чтобы служить центром поклонения — найдено несколько таких изображений, например, великолепная статуя Хафры:
10 января 1910 года рабочие, под руководством Джорджа Рейснера, главы совместной экспедиции Гарвардского университета и Музея изящных искусств в Бостоне, обнаружили удивительную коллекцию скульптур в "храме долины", соединенном с пирамидой Менкаура. Сама пирамида Менкаура была исследована ещё в 1830-х годах (с использованием порохового взрыва, увы). Его резной гранитный саркофаг был изъят (и впоследствии утерян в море), и в то время как "храм пирамиды" находился в весьма плачевном состоянии, "храм долины", к счастью, был в основном цел.
К этому моменту Рейснер уже несколько лет вел раскопки на плато Гиза. Его команда исследовала некрополь знати к западу от Великой пирамиды Хуфу, прежде чем обратить свое внимание на комплекс Менкаура, особенно на едва изученный "храм долины".
В юго-западном углу сооружения команда обнаружила великолепный тайник со статуями, вырезанными из камня, называемого граувакка.
Там было несколько статуарных групп, каждая из которых изображала 3 фигуры; царь, богиня Хатхор и персонификация нома (географическое обозначение, аналогичное современной идее региона, района или округа).
Нашли три полных триады и одну во фрагментарном состоянии. Точное значение этих триад неясно. Рейснер полагал, что на каждый древнеегипетский ном приходилось по одной, то есть первоначально их было более тридцати. Более поздние исследования, однако, предполагают, что первоначально существовало 8 триад, каждая из которых была связана с крупным культовым местом богини Хатхор.
В дополнение к триадам команда Рейснера также нашла необычную статую Менкаура и царицы. Следует отметить, что статуя не закончена. Только головы и часть верхней части тела получили окончательную полировку, и очевидно, что резьба нижних частей обеих фигур, особенно ног и ступней царицы, осталась незавершенной. Более того, плоская область рядом с их ногами, где должны были быть вырезаны надписи, идентифицирующие каждую фигуру, пуста.
Две фигуры стоят бок о бок на простом квадратном основании и поддерживаются общей задней панелью. Они оба обращены лицом вперед, хотя голова Менкаура заметно повернута вправо.
Широкоплечий, физически развитой царь одет только в традиционный короткий плиссированный "килт", известный как шенти, а на голове у него главный знак отличия фараонов - полосатый головной убор немес и искусственная церемониальная борода. В сжатых кулаках, прижатых к бокам, Менкаура сжимает рулоны ритуальной ткани. Его тело прямое, сильное и молодое. Черты его лица удивительно индивидуальны: выпуклые глаза, мясистый нос, округлые щеки и полный рот с оттопыренной нижней губой. Следы краски на ушах, лице и шее показывают, что первоначально "кожа" была окрашена охрой.
Основываясь на сравнении с другими изображениями, нет сомнений, что эта скульптура изображает Менкаура, но личность женщины - это другое дело. Прекрасная египтянка одета в длинное, облегающее платье. Ткань натянута туго, демонстрируя идеальные формы тела.
Женщина стоит почти на одном уровне с фараоном, и из них двоих она единственная, кто полностью фронтален.
Возможно, что эта диада сосредоточена на ней, как своей центральной фигуре, а не на Менкауре?
Выдающееся положение женщины, в дополнение к защитному жесту, который она совершает, наводит на мысль, что это не одна из жен Менкаура, а его мать.
Однако, это именно супруга, Хамерернебти. Для эпохи Древнего Царства действительно, не характерно изображать супругу ростом, равной мужу.
Но именно в эту эпоху представление о царе, как живом воплощении бога Гора, дополняется представлением о том, что супруга царя- это живое воплощение богини Хатхор.
Иными словами, божественных почестей удостоились не только Сила, Мудрость и Власть, но Красота, Любовь и Нежность.