Обычно торпедные аппараты подводных лодок вмонтированы в корпус подводной лодки и никак не выступают за общие габариты. Однако ещё в начале 70-х годов возникла необходимость в испытании новых противолодочных ракет "Водопад" и "Ветер". Ну и разумеется для проведения испытательных мероприятий нужна была подходящая субмарина.
Здесь нужно отдельно пояснить, что торпедные аппараты в чистом виде являются так называемыми элементами лёгкого корпуса. Это значит, что они не входят в прочный корпус, а только сопряжены с ним.
Вот как раз здесь и заключалась главная заковырка: испытуемые противолодочные ракеты были новыми, и если бы вдруг что-то пошло не так, то они могли бы просто повредить прочный корпус лодки. А это гарантированная разгерметизация.
И чтобы не рисковать уже имеющимися советскими субмаринами, было решено сделать подводную лодку с полностью вынесенными торпедными аппаратами, которые были бы вообще никак не сопряжены с прочным корпусом субмарины.
В качестве основы была взята дизель-электрическая субмарина проекта 633, а сам проект был переименован в 633РВ. "РВ" означает ракеты "Водопад" и ракеты "Ветер".
Именно так обычная подводная лодка получила носовую надстройку в виде двух 650-мм торпедных аппаратов. Из них и отстреливались эти новые противолодочные ракеты, а сама лодка получила прозвище "Подводная двустволка".
В момент отстрела даже если бы что-то пошло не так, то была бы разрушена сама надстройка, а прочный корпус никак бы не пострадал. Особую важность сохранения живучести лодки добавляло и то, что отстрел ракет в рамках испытаний должен был производиться с разных глубин.
"Эти ракетоторпеды, которые, отстреливаясь из торпедного аппарата, в воде набирают угол тангажа, выходят из воды, летят уже как ракеты и в назначенной точке бортовая аппаратура дает ей сигнал на отделение торпеды. Торпеда на парашюте приводняется и по назначенной программе производит поиск подводной цели", - объяснил старший помощник командира подводной лодки «Колпино» Егор Егоров.
После ряда удачных испытаний противолодочных ракет надобность в этой "подводной двустволки" отпала. В 1991 году её переименовали в СС-49. А в 1995 году её переоборудовали в плавучую зарядовую станцию с обозначением ПЗС-50.
"Плавучая зарядовая станция нужна для того, чтобы экономить моторесурс подводных лодок. Чтобы производить заряд с помощью зарядовой станции, на которой проще менять дизели, отработавшие свой ресурс. Ведь, как мы знаем, все оружие, и дизель-генераторы в том числе, имеет свой ресурс. Чтобы не тратить попусту ресурс, лодку на берегу подключают к источнику электроэнергии, но к такому, где имеются токи разной частоты и разного напряжения.
Для этого в Новороссийской военно-морской базе построена современная аккумуляторная станция, поэтому данную лодку для зарядки уже не используют", - пояснил старший помощник командира подлодки «Колпино».
Сейчас эта подводная лодка находится в Балаклавском подземном музейном комплексе в качестве музейного экспоната.