Найти тему
Нескучная логопедия

"Ребенку 2,5 года. Он произносит в словах только первый слог." Ответ логопеда на вопрос читательницы. Запуск речи у неговорящих детей

Оглавление

"Подскажите, а вот если произносит в словах только первый слог? То есть слова из более, чем одного слога, не может произнести, обрезает. Возраст сына 2,5 года, уже начинаю волноваться". Вот такой вопрос задала Екатерина по своему ребенку.

Добрый день, дорогие друзья. Спасибо, что заглянули на канал: "НЕСКУЧНАЯ ЛОГОПЕДИЯ". Сегодня хочу вынести в отдельную статью вопрос от Екатерины. Жду от вас комментарии по этой теме и ваши дополнительные вопросы.
Личный архив
Личный архив

Сбор анамнеза

Нескучная логопедия

Екатерина, даже в слове мама один слог?

Екатерина

Нет, Мама и Папа говорит. Что примечательно, раньше мог сказать еще слово Банан. Сейчас уже не может

Нескучная логопедия

Прошу вас ответить на несколько вопросов. Не сердитесь на эти вопросы, но они имеют большое значение для того, чтобы я могла вам дать наиболее точный совет. Ведь увидеть ребенка я не могу. 😊🙏

P.s. ответы мамы для удобства приведу сразу после вопроса.
  • Когда были последний раз у невролога? Что говорит врач? Лечение назначено? У невролога были неделю назад. Пожала плечами, сказала, что в этом возрасте это разновидность нормы, а обследования (например, шейного отдела на предмет всяких защемлений) в таком возрасте не назначают. И … отправила нас к гомеопатам и остеопатам (.
  • Какую пищу ест ребенок (мягкая перетертая или твердая пища) - Пищу сын ест любую, его питание сейчас за общим столом (за исключением продуктов, на которые у него аллергия) и включает и твердую, и мягкую пищу.
  • Как пьет (глотает) - А вот во время питья периодически возникают проблемы – иногда неправильно отхлебывает и закашливается.
  • Как развит активный словарь, то есть сколько слов, в том числе односложных есть в речи ребенка (вы писали, что укорачивает слова, попробуйте посчитать, хотя бы примерно сколько их 10 или 100). Односложных слов около двух десятков, не больше. Это включая неправильные (например, СРОН вместо СЛОН).
  • Есть ли у него короткая фраза, то есть фраза из 2-3 слов, пусть даже односложных. Например: МАМА НА, ПАПА ТАМ. Фразы почти никогда не строит. Очень редко, когда очень нравится сказка, которую я читаю, может выдать длинную эмоциональную фразу на своем языке (в смысле, она не включает в себя настоящих слов).
  • Как протекало раннее развитие (гуление, лепет, первые слова). Гуление, лепет и первые слова были вовремя, в то время он еще открывал рот при произнесении слов. Сейчас слова-слоги произносятся при практически неподвижной нижней челюсти, выталкиванием звуков, из-за чего часто гласные отсутствуют или произносятся очень быстро: например, вместо СЫР получается СРРР.
  • Как развит пассивный словарь, то есть что ребенок понимает. Понимает обращенную речь и всегда адекватно выполняет инструкцию. Знает (может не называть но знает) животных, мебель, транспорт, овощи, фрукты, игрушки. Знает некоторые цвета. Пронимает слова прилагательные и глаголы. Понимает разницу между словами МАШИНА - МАШИНЫ, ПОЛИВАЕТ - НАЛИВАЕТ и т.д. Обращенную речь понимает хорошо (ну, иногда прикидывается, что не понимает, если не хочет что-то делать), знает предметы, цвета (очень любит называть цвета увиденных предметов, в смысле первый слог).

Ответ логопеда

Консультация специалиста

Вы большая молодец, что своевременно показываете ребенка неврологу. Если на данном этапе вам не назначили лечение, то значит пока оно не требуется.

А вы говорили врачу о том, что:
"Сейчас слова-слоги произносятся при практически неподвижной нижней челюсти, выталкиванием звуков, из-за чего часто гласные отсутствуют или произносятся очень быстро."
и
"во время питья периодически возникают проблемы – иногда неправильно отхлебывает и закашливается".

Это неврологическая симптоматика, но на приеме врач мог этого не увидеть, так как ребенок не пил и возможно молчал.

Остеопат и мануальный терапевт

Хорошую рекомендацию вам дал невролог. Они порой "как волшебники" творят чудеса. Видела в своей практике, как после одного сеанса мануального терапевта речь ребенка моментально преображалась. Мы педагоги конечно стараемся научить ребенка, но если есть смещение и зажим, которое нарушает питание головного мозга, то мы можем годами топтаться на месте. Возможно после воздействия такого специалиста уйдет "зажим" нижней челюсти и ребенок начнет легче артикулировать гласные и согласные звуки.

Артикуляционная гимнастика

✅ В вашем случае очень актуально начать именно с гимнастики для губ, поэтому специально для вас я опубликовала статью (хотя она конечно поможет многим родителям):

Артикуляционная гимнастика для малышей с рождения. Как гимнастика для губ помогает запустить речь у неговорящих детей
Нескучная логопедия17 октября 2022

Почему именно с неё, да потому, что вы как раз жалуетесь:

  • на смазанное произношение гласных;
  • на то, что иногда сынок даже выпускает их (гласные) из слов;
  • на то, что произносит слова с закрытым ртом;
  • на то, что сокращает слова до одного слога.

✅ Кроме гимнастики для губ, могу порекомендовать научить сына полоскать горлышко водичкой, при этом произносите звук [Г-Г-Г]. Берите воду маленькими порциями, буквально одну ложечку.

Вы описывали, что сынок иногда захлебывается при глотании. А это упражнение тренирует мышцы мягкого неба и спинки языка.

Обыграйте с ним этот момент. Придумайте веселую ситуацию. И у вас всё получится.

Общее речевое развитие

Продолжайте обогащать словарь ребенка. И пассивный и активный. Об этом более подробно я писала тут (№2 и №6, кстати помимо развития словаря, вам будут полезны и другие описанные там моменты №3, №4 и №5, не буду тут повторяться):

Как стимулировать развитие речи у неговорящего ребенка в 2,5 года. Советы логопеда и ответ на вопрос читательницы
Нескучная логопедия12 октября 2022

Коррекция нарушений слоговой структуры

В двух словах (в рамках этой статьи) невозможно описать работу по коррекции слоговой структуры слова. Это очень объемный материал. Следите за публикациями, позднее на канале появится и этот материал.

Кстати были в моей практике случаи, когда нарушение слоговой структуры прошло после одного сеанса мануальной терапии. Оговорюсь сразу, что это было у шестилетнего ребенка, с которым уже больше года велась подготовительная работа, но в свободной речи он продолжал делать ошибки. Под контролем взрослого он уже хорошо произносил и анализировал слова. После сеанса, он стал сам контролировать свою речь.

P.s.

А звук [Р] ваш сынок уже произносит правильно? Просто дважды в ответах вы приводили примеры с этим звуком. Такое бывает, у самой старший сын зарычал в 10 месяцев. Главное, чтобы звук произносился правильно. Если присутствует неправильное произношение (горловое, боковое и пр.), тогда лучше не форсировать и не закреплять его. Просто пока избегать слов с этим звуком.

Надеюсь, что мой ответ будет вам полезен. Пусть ваш сынок растет умненьким и здоровеньким. 😊🙏

Дорогие друзья, буду рада прочитать в комментариях, как развиваются ваши малыши. Поделитесь своими успехами. Задавайте вопросы.

Дорогие читатели, если вам интересны статьи такого плана, пожалуйста поддержите лайком 👍. А если нет, поставьте 👎.
Мне очень важно узнать ваше мнение 🙏!

Кто ещё не с нами, подписывайтесь на канал НЕСКУЧНАЯ ЛОГОПЕДИЯ 🌞🙏😍