Найти в Дзене

Чей герой «Кастусь» Калиновский? (Опус 140.)

Новая Польша
Новая Польша

За годы, прошедшие со времён восстания 1863 – 64 годов, эта историческая фигура мифологизирована и идеологизирована до неузнаваемости. Многие патриоты Беларуси от буржуазных националистов до коммунистических интернационалистов, не щадивших ни своей, ни, тем более, чужой крови в борьбе за «светлое будущее» белорусского народа шли (и готовы идти сегодня) в смертный бой под знамёнами, на которых начертано имя этого человека. При этом, во все времена, «змагары» оценивали деятельность этого человека «с высоты» своего времени и применительно к своим утилитарным идейным интересам.

Белорусские националисты, во все времена, ставили его в пример для подражания, как образец несгибаемой воли и жертвенности в борьбе за «свободную демократическую Беларусь». «Свободную» от кого? «Демократическую» для кого? «Беларусь», как независимое или как «неЗАВИСИМОЕ» государство?

Коммунисты-интернационалисты делали из этого человека борца за освобождение от национального и классового угнетения, непримиримого противника царизма.

Я постараюсь воздержаться от каких-либо своих оценок и излагать только факты, которые смог «нарыть» в информпространстве Интернета. Этот Опус не является научной монографией, а предлагаемая в нём информация не может считаться бесспорной и исчерпывающей. При этом, я постараюсь поделиться с читателями той информацией, которая основана на исторических ДОКУМЕНТАХ, хранящихся в архивах и библиотеках Польши, Литвы, Украины, Беларуси и России.

* * *

В начале 1863 года на территориях бывшей Речи Посполитой вспыхивает восстание. В российской историографии оно называется «Польское восстание 1863 – 1864 годов» или «Январское восстание». В польской – Powstanie styczniowe. Политической целью восстания было восстановление Речи Посполитой в границах 1772 года и проведение буржуазных, прежде всего, -земельных - реформ. Среди повстанцев (по-иному, инсургентов) были представители всех социальных слоёв местного населения. (Как, кем и когда готовилось восстание, как оно проходило, можно узнать «загуглив» выше указанное его название.)

Нас интересует лидер Литовского провинциального комитета Викентий Константин Семёнович Калиновский (1838 – 1864 г.), человек образованный, смелый, решительный, не щадивший ни себя, ни других в борьбе за достижение поставленной цели. Информация об этом человеке полна искажений, лжи и фальсификаций, потому что каждая сторона, признавая его личные качества, перечисленные мной выше, стремясь на этом основании расширить ряды своих сторонников, приписывала этому человеку «политические качества» в прямой зависимости от проповедуемых ими идей и преследуемых целей.

По происхождению К. Калиновский польский шляхтич, сын владельца небольшого ткацкого заводика. Получил университетское образование в С. – Петербурге. Многие революционеры того времени имели такое же происхождение и образование.

Начну с разъяснения, почему имя «Кастусь» закавычено. А дело в том, что до сих пор не найдено НИ ОДНОГО прижизненного, времён К. Калиновского, документа, подписанного Кастусём Калиновским, либо в котором упоминается Кастусь Калиновский. Только Константин Калиновский, Викентий Калиновский или какой-нибудь из его псевдонимов: Ясько гаспадар из-под Вильны, Игнат Витоженец, Хамович, Хаимциус, Макаревич, Чарноцкий. В 1916 (!) году впервые Константина Калиновского называет Кастусём (точнее, Касцюком, - это имя Константин, но на «белорусский» манер) один из видных деятелей белорусского националистического движения Вацлав Ластовский в статье «Памяти справедливого». У Ластовского есть ещё фальсификации. Так в одном из писем К. Калиновского написано: «… братья мои, мужики и родные, Марыська, черноброва голубка моя…». А в интерпретации В. Ластовского: «…БЕЛОРУСЫ, БРАТЬЯ родные, БЕЛОРУССКАЯ ЗЕМЕЛЬКА, голубка моя…». (Подробнее о В. Ластовском можно узнать «загуглив» это имя. Для меня характеристика этого «навукоуцы» исчерпана его цитатой: «О том, что сегодняшняя «Великороссия» - неславянский край, свидетельствует не только неславянский тип великоруссов (поставьте рядом минчанина и пензенца и сравните две совсем разные расы людей!), но и неславянские имена озёр и рек.»)

Был ли К. Калиновский белорусом? «Беларускасць» «Кастуся Калiноускага» - фальсификация как белорусской националистической, так и советской патриотической пропаганды. Академик В. И. Пичета ещё в 1940 году прямо указал, что белорускость Кастуся – фикция. Пичета писал: «Калиновский – польский революционер-демократ, сторонник независимой демократической Польши, в которую территориально должны были войти и Белоруссия с Литвой…» Правда, после «научной» дискуссии в ЦК КПБ (там ему заявили: «Мы возражаем против причисления Кастуся Калиновского к польским революционным демократам.») академик несколько «подправил» свои выводы.

С начала Великой Отечественной войны Калиновского начинают «делить» советская белорусская пропаганда и коллаборационистская белорусская пропаганда. Советская власть создала партизанскую бригаду имени Кастуся Калиновского. Коллаборационисты оттоптались на этом имени, разместив в одном из белорусских календарей его портрет в качестве белорусского национального героя в одном ряду с «лучшим другом белорусского народа» А. Гитлером и «другом белорусского народа» В. Кубе. Большевики акцентировали, что Калиновский был «за простой народ», а их визави на том, что Калиновский был «за белорусов».

Почему создаётся впечатление, что Калиновский был «за белорусов»? Дело в том, что К. Калиновский, будучи великолепным организатором, выпускал печатное издание «Мужицкая правда». Как сказали бы сегодня, гениальность пиар хода была в том, что издание выходило на гродненском диалекте белорусского языка, хотя и печаталось на латинице. Сегодня известно содержание не менее семи таких листовок. Листовки призывали к борьбе не только против русской администрации, но против ВСЕХ РУССКИХ. К 1862 году в обращении была нелегальная брошюра «Предсмертный разговор пустынника Петра», в которой излагались «откровения» некого 140 - летнего старца, который, якобы, перед кончиной надиктовал «заповет потомкам», в котором призывает бороться с москалями и др. Из этого «предсмертного разговора» Калиновский скомпилировал несколько выпусков «Мужицкой правды». Изложение некого учения от имени вымышленного персонажа, в то время, было одной из форм изложения идеи. Калиновский ко времени и к месту использовал эти нарративы, потому что был хорошо образован и весьма талантлив, как общественный деятель.

Для подтверждения «белорусского» патриотизма К. Калиновского используют «его» письма «из-под виселицы». Так вот, оригинал «письма из-под виселицы» не соответствует тому, что написано в белорусских учебниках. Оно написано на польском языке, хранится в литовском государственном историческом архиве и адресовано возлюбленной К. Калиновского Марии Ямонт. А то, что называют «историческим завещанием» Калиновского написано не в тюрьме накануне казни, а в декабре 1863 года, что подтверждается описями документации, хранящимися в Варшавской библиотеке. Калиновский был не только образованным, но и педантичным человеком. В архивах имеются описи документации аппарата Калиновского: входящих и исходящих документов с соответствующими номерами. Современные белорусские националисты часто цитируют некоторые из них. Так вот, в последних строках одного из таких «завещаний» Калиновского сказано: «Я тебе из-под виселицы говорю, народ, что тогда только заживешь счастливо, когда над тобой москаля уже не будет». И это объявляется заветом Калиновского потомкам. Настоящие предсмертные письма были написаны К. Калиновским на польском языке (в отличие от «писем из-под виселицы» на белорусском языке).

Основным способом «агитации» повстанцев за свои идеи был «революционный» террор. В местностях, «освобождённых» восставшими от «москалей» («МОСКАЛИ» - так в оригиналах, а в советских исторических нарративах слово «москаль» было заменено словом «ЦАРИЗМ») устанавливалась военная диктатура. Диктатура, потому что власть осуществлялась САМОНАЗНАЧЕННЫМИ (от имени народа) комитетами из числа заговорщиков, и потому что власть эта ограничивалась только распоряжениями, издаваемыми самой этой властью, т. е. не ограничивалась ничем. Военная диктатура, потому что власть «комитетов» опиралась, ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО, на вооружённое насилие в отношении всех с нею несогласных. Жертвами террора повстанцев стало около 600 человек. Сегодня документально подтверждены имена 452-х человек. Большинство из них крестьяне. Русские, поляки, латыши, литовцы, евреи, даже, один немец, но БОЛЬШИНСТВО – БЕЛОРУСЫ.

По районам, охваченным восстанием прокатилась волна революционного террора. Один из пунктов «Инструкции Временного правительства командирам повстанческих отрядов» гласил: «Наиболее явных угнетателей крестьян для примера в присутствии жителей волости по решению военного суда карать смертью, не допуская самочинной расправы». Проходили публичные суды и наказания людей, оказывавших помощь властям в борьбе с восстанием. Имелись случаи жестокой расправы со священниками.

С инструкцией Временного провинциального правительства Литвы и Белоруссии командиров повстанческих отрядов читатели могут ознакомиться по ссылке:

https://archives.gov.by/home/tematicheskie-razrabotki-arhivnyh-dokumentov-i-bazy-dannyh/istoricheskie-sobytiya/arhivnye-dokumenty-i-materialy-3/vosstanie-1863-1864-godov-na-territorii-belarusi-3/belarus-v-period-vosstaniya/rukovodstvo-vosstaniem/instrukcziya-vremennogo-provinczialnogo-pravitelstva-litvy-i-belorussii-komandiram-povstancheskih-otryadov

11 июня 1863 года К. Калиновский издал «Прыказ ад ронду польскага да народу зямлi лiтоўскай i белорускай», который грозил смертью всякому, кто посмел бы ослушаться повстанцев. В этом приказе «национальный герой» Беларуси, каким некоторые его считают, называет белорусов «Каинами», «Иудами», «дурными, как овечки». И — внимание — цитата. Он пишет: «Но ронд польский спрашивает вас: каким вы правом смели помогать москалю в нечистом деле? Где был у вас разум? Где была у вас правда? Вспомнили ли вы про страшный суд божий? Вы скажете, что делали это поневоле? Но мы — люди вольные, нет у нас неволи. А кто из вас хочет неволи московской, тому дадим виселицу на суку». Вот так — ни больше ни меньше. Текст приказа в русском переводе можете прочитать по ссылке: https://history.wikireading.ru/291432

Напрашивается вывод: К. Калиновский ничем не отличался от поляков, которые и сегодня считают белорусов БЫДЛОМ. Белорусский народ ему был нужен, как тягло в непримиримой борьбе польских националистов с «москалями». Впрочем, чей герой К. Калиновский, каждый волен решать ЗА СЕБЯ сам!