Перевод Е. Цывылевой. Если пропустили первую часть — обязательно прочтите её. Ссылку оставлю внизу 👇
Как «контейнеры» не дают развиваться важным системам ребёнка до года?
Тактильная сенсорная система:
- даёт нам представление о температуре и текстуре окружающего мира;
- предупреждает нас об опасностях;
- создает так называемые телесные границы.
Тактильная система ребенка-«контейнера» определенно не получает достаточной внешней стимуляции ввиду долгого нахождения в неизменном пространстве
Зрительная сенсорная система задействует одновременно левое и правое полушария головного мозга для развития зрительно-пространственного восприятия. Помимо остроты зрения, которая часто считается первоочередным навыком, большое значение имеют также оценка освещения, нахождение сходств и различий в образах, умение проследить движущийся объект и оценить его положение в пространстве.
Продолжительное нахождение ребенка в «контейнере» может негативно повлиять на эту сторону развития, так как ребенку не предлагается достаточный выбор визуальных раздражителей!
Развитие всех этих сенсорных систем необходимо для овладения в дальнейшем всеми физическими умениями и навыками.
Дети должны интерпретировать сигналы вестибулярной системы для развития контроля над положением тела, умения различать право и лево, «вверх» и «вниз», «впереди» и «сзади».
Проприоцептивная система позволяет принимать нужные положения тела, совершать основные движения, дозировать силу захвата предметов и регулировать мышечные усилия при совершении ежедневных действий.
Развитая тактильная система дает возможность оценить форму, размер, очертание предмета, распознавать материалы и текстуры, узнавать их при контакте с кожей; она позволяет ребенку привыкнуть к одежде на своем теле, к неожиданным прикосновениям, к стрижке волос и походам к зубному врачу.
Наконец, зрительная система дает не только остроту зрения, но и глубину восприятия, задержку взгляда, периферическое зрение и «бег». Эти навыки необходимы для безопасного передвижения и ориентирования в пространстве.
Как растили детей в прошлом?
Если вспомнить, как растили детей два поколения назад, можно отметить, что тогдашние малыши имели куда больше возможности и необходимости двигаться и наблюдать за миром с разных углов и положений.
Скорее всего, 60 лет назад мама делала все привычные дела с ребенком на руках: поле зрения для младенца было определенно более разнообразным, ведь мама должна была постоянно менять руку, держащую малыша, или пересаживать его на бедро. Таким образом, вестибулярный аппарат и проприоцептивная система ребенка подвергались постоянной стимуляции благодаря движениям матери.
Ношение ребенка на себе дает ему возможность испытывать зрительные, тактильные ощущения — прикосновения, тепло, холод, различные звуки, а также безопасность, которую дает близость мамы.
Всё это вносит вклад в развитие вестибулярной сенсорной системы. Ребенок изучает мир с разных сторон не только благодаря смене положений тела, но постоянно то приближаясь,то удаляясь от окружающих объектов вместе с матерью.
Тактильная система развивается благодаря постоянным прикосновениям, разнице в силе и ритме касаний.
Ношение ребенка (на руках или в эргономичной переноске) дает сенсорным сигналам от окружающей среды возможность естественным образом поступать к нервной системе ребенка, тогда как «контейнеры» не пропускают большую часть этих импульсов.
Варианты «постоянно носить» или «оставить без присмотра» определенно не решат проблему контейнеризации. Для полноценного развития необходима умеренность во всем.
Ребёнку одинаково важны и ношение на руках, и выкладывание на животик, и ползание, и спокойный отдых, даже и в «контейнере».
Детские приспособления дают удобство и безопасность, но их постоянное и неограниченное использование очевидно вносит свою печальную лепту в регресс новых поколений.
А сколько ваш малыш находится в переноске/стульчике/шезлонге?