Найти тему
Заметки о важном

"Происхождение семьи, частной собственности и государства" Фридриха Энгельса

Оглавление

В данной статье будет кратко пересказываться и разбираться "Происхождение семьи, собственности и государства" Фридриха Энгельса. В прошлой статье кратко пересказывался и разбирался "Протестантская этика и дух капитализма" Макса Вебера.

Приятного просмотра!

Автор

Фридрих Энгельс
Фридрих Энгельс

Фридрих Энгельс (1820г.-1895г.)— немецкий политический деятель, экономист, социолог, философ, историк и предприниматель. Один из основоположников марксизма. Друг и единомышленник Карла Маркса и соавтор его трудов.

Контекст книги

Книга была основана на труде Льюиса Моргана "Древнее общество", которую ещё Марксу подарил русский учёный Ковалевский. Маркс данный труд долго конспектировал и разбирал, но не смог доделать. После смерти Маркса Энгельс решил на основе конспектов, труда Моргана и других источников по данной теме написать книгу про семью, частную собственность и государство. И в 1884 году она (книга) была готова.

Содержание книги

Главная идея книги - Семья, её форма и её отношения всегда меняются и тесно связаны с экономикой (а точнее с производством).

0.На всякий случай скажу (для более полного понимания книги): по марксизму история общества делится на экономические периоды или формации. Сначала был родо-племенной коммунизм и тогда были из-за примитивности технологий и (примитивности) самого общества все люди равны в правах и возможностях. Позже при развитии часть людей начала богатеть, а другая часть беднеть и сформировалось классовое общество: где есть эксплуататоры-богачи, знать и эксплуатируемые-обычный народ, бедняки. Первыми классовым обществом стало рабовладельческое (рабовладельцы и рабы), дальше было феодальное (феодалы-дворяне и крестьяне), а потом капиталистическое (капиталисты-буржуазия и рабочие-пролетариат). И по этой теории рабочие должны уничтожить революцией капитализм и классовое общество, а на его осколках начать строит общество равных возможностей и равного доступа к продуктам труда,ресурсам (еда, например), которое называется коммунизмом.

1.Книгу начинает с разделения истории общества на периоды, а периоды на ступени:

1.1.Дикость: 1)сначала был переходный период, когда люди вели обезьяний образ жизни (жилы в джунглях,ели орехи и плоды, лазили по деревьям и т.д.), но имели членораздельную речь, 2)дальше они научились пользоваться огнём и ловить рыбу, благодаря чему они начали путешествовать по рекам и берегам морей и немного охотиться, но охота оставалась дополнением к собирательству и рыбалке 3)в дальнейшем люди создали лук и стрелы, благодаря чему постоянная охота стала возможно.

1.2.Варварство: 1)появилось гончарное искусство, а также начинает проявляется местная специфика регионов в развитии человечества. В Евразии были животные, которых люди приручали, а у американских индейцев кроме ламы, которая жила на небольшой территории Америки, не было животных, поэтому они могли развиваться только в сторону земледелия, тогда как евразийцы развивали и то (скотоводство), и другое (земледелие). 2)в Евразии занимаются скотоводством и земледелием, а индейцы только земледелием и строительством из кирпича-сырца. Здесь заканчивается период родо-племенного коммунизма и потихоньку общество развивается к рабовладельческому обществу, но это только в Евразии, а в Америки всё остаётся на этой стадии развития. 3)появляется искусство плавки железной руды, а в конце периода письменность, которая приведёт общество к периоду цивилизаций, которая до сих пор не закончилась.

Можно сказать об этом проще: при дикости люди присваивали готовые продукты природы, при варварстве использовали уже земледелие и скотоводство, а при цивилизации появляется промышленность (к ней можно причислить даже ремесленников)и полноценное искусство.

2.Развитии семьи:

1)Групповой брак ( или отсутствие вообще ограничений половых отношений), когда все люди племени могут иметь половые отношения с другими представителями племени. Дальше групповой брак сужался (нельзя было иметь отношения с людьми другого поколения и с разными родственниками) и до шёл до парного брака

2)Парный брак, когда при групповых браках может у мужчины быть главная жена, а у жены главный муж. Это постепенно ведёт к патриархальной семье, где по закону одна женщина только с одним мужчиной и наоборот.

3)Патриархальная семья, где при классовом обществе фактически мужчина может изменять, а женщина не может, а также женщина во многом в рабском положении и такие браки по расчёту. Но это противоречие (мужчине изменять можно, а женщине нет) должно привести к рабочей семье.

4)Рабочая семья(это не совсем отдельный вид, скорее доделанный до конца патриархальный брак), которая существует уже в без классовом обществе и в ней уже искренняя любовь между одним мужчиной и одной женщиной и без лицемерия патриархальной семьи.

Проще говоря, при дикости была групповые браки, при варварстве парные браки, при цивилизации патриархальные браки.

3.Дальше Энгельс в книге описывает род и родоплеменную систему:

1)При варварстве оформляются (расширенные) рода. Один род составлял или часть или всё племя. Позже большие рода делятся превращаются в фратрии, в которые входят уже несколько родов. У каждого рода и фратрии был общий реальный или мифический предок.

2)В племенах была военная демократия, где правом голоса обладали исключительно взрослые мужчины. Военная демократия работала в основном по вопросам войн и военных походов и подобного. У каждого племени был свой вождь, князь, герцог, ван (разные наименования одной должности, ставшей в будущем титулом правителей) и т.д. - главный военачальник, который при войне имел огромную власть, а в мирное время почти никакую. Постепенно такие военачальники закрепляли за своим (малым.) родом должность и обретали всё большую власть и в мирное время.

3)В таких племенах изначально каждый член племени имел одинаковые права и благосостояние, но после приручения животный и растений началось складываться неравенство, где одни члены племени имели больше ресурсов и прав чем другие. Связи с этим неравенством расширенный род,где были все близкие и дальние родственники, заменяется узким родом, где есть лишь близкая родня.

4)Постепенно такие племена разрастались и начали объединяться в союзы племён с одним главным вождём и развивались в сторону государственности, где будут оформлены классы и господство одного класса над другим(другими) классом(классами).

4.Ещё есть книге немного странная идея о том, что в древних племенах сначала имели большую власть женщины, а потом при развитии общества мужчины довели их до полурабского состояния. Это аргументировалось тем, что при групповом браке трудно определить отца ребёнка, а мать легче лёгкого, поэтому всё было построено на женщинах и по ним определялось родство, потом уже перешли на определение детей по отцу, но это ближе к парному браку.

Личное мнение

1.Данный труд является заслуженно одним из главных книг марксизма так, как подробно объясняет через диалектический материализм развитие человечества на его ранних стадиях.

2.Данный труд, в общем, хорошо показывает развитие общества от дикости до цивилизации и развитие семьи.

3.Связи с тем, что этот труд конца 19 века, то очевидно, что для современной науки он довольно сильно устарел (особенно в вопросах власти женщины при племенном строе) и необходимо адаптировать труд под современные исследования или создать на основе него и современных исследований новый труд.

Итог

Данный труд прекрасно раскрывает экономически-политическое развитие общества от дикости до цивилизации, но в спорных вопросах сильно устарело и требует серьёзного дополнения и развития.

Если вам понравилась статья то можете подписаться на канал, поставить лайк и предложить в комментариях новую книгу для разбора и помните сила в правде, правда в знании, а знания в книге! Всем пока!

#история #книги #культура #марксизм #коммунизм #политика #экономика #наука