Эту историю прислал читатель Bruno Traven:
Произошла эта трагедия где-то в период: осень 82-го – весна 83-го. Если ехать из Шинданда на север, то спустившись с гор в Гератскую долину, где-то с левой стороны от дороги, по ходу движения, находился узел связи. Все его называли просто – «тропосфера». Связисты наверняка грамотно объяснят, что означает этот термин на их профессиональном языке. Не скажу точно, находился этот узел связи до гератского ДП или после, но, если кто в курсе – поправит. Наверное, были какие-то резоны в том, что этот узел связи был расположен как-то отдельно от гератского полка. Полк (101 МСП) располагался справа от дороги, если едешь с Шинданда. На «тропосфере», стояли машины, антенны, ещё что-то. Так это выглядело с трассы.
Как и везде, на этой точке, несли службу солдаты разных призывов. И, в общем-то, была обыденная история. Поначалу. С одной стороны, дембель, у которого уже был приказ, или же вот-вот должен выйти. С другой – солдат младшего призыва, попросту – «молодой». «Молодым», наверняка помыкали все, кто старше призывом. Но видимо дембель, в этом плане, являлся передовиком. Служили ли на этой точке бойцы одного с ним призыва? Не знаю. Понятно, что у начинающего бойца, особенно без поддержки, жизнь, в первое время, очень сложная.
Выходят все из этого положения по-разному. Кто-то терпит, пока его жизнь не изменится в лучшую сторону, в связи с достижением определённого срока службы, как это водится по неписанным армейским законам. Кто-то, в силу личных качеств, или благодаря каким-то собственным поступками, а может стечению обстоятельств, добивается более лояльного к себе отношения несколько раньше. А кто-то – так и тянет лямку мальчика на побегушках до конца службы. Но была, категория бойцов, которая пыталась решить этот вопрос радикально. Это было во всех частях ВС СССР, и само собой Афганистан – не исключение.
Тем более, что здесь доступ к оружию был… Оружие здесь являлось предметом первой необходимости. И взять автомат в руки ни для кого не являлось проблемой. В общем, как все, наверное, уже поняли, парень от отчаяния решил просто-напросто завалить дембеля. Находясь в карауле, ночью, он зашёл в помещение где спали солдаты и открыл стрельбу. После чего скрылся. От его действий, кто-то погиб, кто-то получил ранение. Легче всех отделался, получив незначительное ранение, самый ненавистный дембель. Он, дембель, не очень долго пробыв в медсанчасти, уехал домой.
«Стрелок» же скрылся в горах. Там он месяц прятался, потом пришёл к афганцам, которые его сдали нашим. Так нам, во всяком случае, рассказали. На наш, солдатский взгляд, версия – так себе. Месяц, в осенне-зимний период, прятаться в горах, когда тебя ищут по всей округе и наши и ХАД? Нужно ведь и обогреться, и поесть чего-то. Мы решили, что он скорее всего сразу же к афганцам и подался. Просто в течении месяца наши пытались его вытащить всеми правдами и неправдами.
Что в конце концов и удалось. После был трибунал в Ташкенте. Ему припаяли «вышак». Дембеля из дома выдернули и, тоже судили. Что-то в районе десяточки огрёб. Такая вот невесёлая история.
По поводу этой истории сразу же напрашиваются избытые штампы о нравах ВС СССР, да и ВС РФ тоже. Так же всплывают в памяти сентенции о проклятом прошлом, как там всё было плохо и неправильно. А теперь вернёмся в наше время. Стрельба в учебных заведениях:
17.10.2018 г. 18-летний студент колледжа г. Керчи Владислав Росляков.
11 мая 2021 года в Казани на улице Джаудата Файзи ,19-летний Галявиев И.Р.
20 сентября 2021 года 18-летний Тимур Бекмансуров на территории Пермского государственного университета.
26.09.2022 г. г. Ижевск 88 школа. 34-х летний Артём Казанцев.
В этих случаях нет ни СССР, ни Вооружённых Сил, казармой здесь даже и не пахнет. По возрасту - ровесники, того гератского связиста с «тропосферы», кроме последнего. Но живущие совсем других условиях. С виду абсолютно благополучные. А действия – гораздо кошмарнее и беспощадно-бессмысленней. Да, там, под Гератом, командиры просмотрели. А здесь кто просмотрел? И вообще – как эти молодые люди смогли получить свободный доступ к оружию и абсолютно не скрываясь средь бела дня учинить расправу? Вопросы, в общем то, чисто риторические. Но они возникают.