Даже если вы не ведете с детьми “политические разговоры”, изо всех сил бережете детей от тяжелого опыта и от гнетущих новостей, дети все равно узнают обо всем — о стрельбе в школе, о бомбежках, о том, что другие дети прямо сейчас теряют дом и родных. Они могут увидеть кровавые кадры в новостях или в соцсетях, они общаются с другими детьми, ловят обрывки разговоров взрослых, в школах с ними ведут беседы о происходящем. И их может это ранить.
Как помочь ребенку, если у него травма свидетеля (а кровавые кадры, которым наводнен интернет, вполне могут ее вызвать) или его захлестывает страх и тревога?
Итак, что сейчас могут испытывать дети?
Реакции у каждого ребенка свои, но если вы заметили у своего ребенка что-то из следующего списка, ребенку нужны ваше внимание и помощь.
— Страх.
Страх, что такое вообще в мире происходит, что в подобных обстоятельствах он сам мог бы тоже пострадать.
— Чувство беспомощности.
— Из чувства беспомощности может проистекать чувство вины за то, что он ничего не предпринимает, не делает, что он живет дома с мамой и папой, когда другим плохо.
— Так называемые «флэшбэки», то есть воспоминания о том, как он видел эту картину, причем в очень ярких красках (то и дело вспоминает страшно фото или видео).
— А также, наоборот, притупление чувств и эмоций.
— Тревожность вплоть до панических атак.
— Реакции в виде нарушения сна, аппетита, головной боли, боли в животе.
— Регресс в развитии, то есть “спускание” на одну-две ступени назад, в младший возраст, это может проявляться в желании спать с родителями, сосании пальца, младенческом лепете вместо обычной речи.
— Снижение когнитивных способностей и, как следствие, школьной успеваемости. Мозг ребенка занят другим, ему не учебы!
Как помочь ребенку?
Ребенку, конечно, нужна ваша поддержка и участие, уверенность, что вы его понимаете, а также возможность выражать свои чувства.
Кроме этого, стоит снизить нагрузку на ребенка и ваши ожидания от него, в том числе требования к его поведению.
Если у ребенка возникают приступы агрессии или самоповреждающего поведения, не ругайте и не оценивайте его поведение, просто будьте рядом и заботьтесь о его физической безопасности. Можно обратиться к детскому психологу, который работает с травматическим опытом.
Ребенок пережил и переживает удары по чувству безопасности и по устойчивости в жизни. Ребенку важно показать, что события могут двигаться по определенному графику, что жизнь можно контролировать. Поэтому важно поддерживать обычный график жизни ребенка, сохранить все имеющиеся в ней рутины и ритуалы. Родители по возможности должны больше быть рядом с ребенком, даже если есть психологическая помощь от специалиста. То есть важно все, что позволяет ребенку чувствовать почву под ногами и опору в лице близкого человека, подумайте, что это может быть в вашей семье и в ваших обстоятельствах.
Как помочь себе, чтобы ребенок чувствовал в вас устойчивость и вы могли быть ему опорой?
Конечно, заботиться о себе, возвращать себе контроль за своей жизнью.
Помимо прочего (практик самопомощи, поддержк близких и т.п.) поможет проанализировать угрозы и распределить их на те, на которые вы не можете повлиять, и на те, риски которых вы можете снизить, а также сформулировать свои потребности, желания и цели (не ожидания от других и не на претензии к другим, а именно свои потребности). И уже далее можно принимать решения и составлять план действий, учитывая ваши личные обстоятельства…
Я буду детально говорить об это в онлайн-лекции «Как выжить и не сойти с ума? Психологическая помощь и алгоритмы спасения в экстренных ситуациях: от скулшутинга до ядерной угрозы», которую я проведу 15 октября в 11:00 вместе со спасателем Сергеем Карпушиным (вот ссылка https://course.bochkova.academy/forma_15oct?utm_source=zen, запись будет доступна и позже). Приходите. От того, как вы справляетесь со своими переживаниями и своей тревогой, зависит здоровье и безопасность ваших детей.