Найти в Дзене

Рубль и бюджет – невозможное возможно? Часть 15

Вся представленная информация - личное мнение авторов, не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией, побуждением к покупке или продаже финансовых инструментов, заключению договоров. Выбор объектов инвестирования должен отвечать персональным предпочтениям и возможности принимать различные риски.

Бездефицитный бюджет в 2022 году – невозможное возможно?
Бездефицитный бюджет в 2022 году – невозможное возможно?

Опубликованы очередные предварительные данные по исполнению федерального бюджета за январь-сентябрь 2022 года. Проанализируем представленную информацию.

Суммарные доходы достигли 19,7 трлн руб. (при годовом плане 25 трлн руб.), а ежемесячные поступления закрепились на отметке 2 трлн руб. Сохранение показателей на таком уровне может принести еще 6 трлн руб. за оставшийся квартал. Учитывая НДПИ Газпрома в 1,2 трлн руб. и поступление промежуточных дивидендов (0,6 трлн руб.), общий размер доходной части может достичь 27,5-28 трлн руб.

Динамика доходов федерального бюджета. Источники данных: Минфин России, Федеральное казначейство, ГИС "Электронный бюджет".
Динамика доходов федерального бюджета. Источники данных: Минфин России, Федеральное казначейство, ГИС "Электронный бюджет".

Нефтегазовые доходы продолжают рост (8,5 трлн руб. за 9 месяцев 2022 года при годовом плане 9,5 трлн руб.), существенно зависят от уровня цен на энергоносители и курса рубля (разбор был в предыдущей публикации). В настоящее время величина ежемесячных поступлений колеблется около уровня 0,7 трлн руб. С октября к цифрам должен добавиться НДПИ Газпрома (0,4 трлн руб./месяц).

Динамика нефтегазовых доходов. Источник данных: Минфин.
Динамика нефтегазовых доходов. Источник данных: Минфин.

Любопытно, что доля нефтегазовых доходов в помесячной статистике сократилась на фоне укрепления рубля в конце лета и снижении цен на нефть. Важность остальных бюджетных статей возрастает.

Доля нефтегазовых доходов помесячно. Источник данных: Минфин, оценки автора.
Доля нефтегазовых доходов помесячно. Источник данных: Минфин, оценки автора.

Внутренний НДС является вторым по значимости в формировании доходной части бюджета (годовой план – 5,3 трлн руб.). Сентябрьские поступления достигли 0,8 трлн руб., что чуть выше июньских показателей. Сокращение потребительского спроса остается одним из факторов риска, но вероятность выхода на плановый уровень по итогам года (осталось 0,7 трлн руб.) высока.

Динамика внутреннего НДС. Источники данных: Минфин, Росказна, ГИС "Электронный бюджет".
Динамика внутреннего НДС. Источники данных: Минфин, Росказна, ГИС "Электронный бюджет".

Импортный НДС пока не оправдывает надежд: 2,2 трлн руб. за 9 месяцев 2022 года (при годовом плане 3,7 трлн руб.). Ежемесячные поступления стабилизировались на уровне 0,2 трлн руб. Говорить о восстановлении импорта при таких показателях проблематично. Сохранение поступлений на уровне 0,2 трлн руб./месяц может принести в четвертом квартале еще 0,6 трлн руб.(итоговый показатель по году в 2,8-3 трлн руб.). Высока вероятность отставания от плана на величину, близкую к 1 трлн руб.

Динамика импортного НДС. Источники данных: Минфин, Росказна, ГИС "Электронный бюджет".
Динамика импортного НДС. Источники данных: Минфин, Росказна, ГИС "Электронный бюджет".

Налог на прибыль продолжает демонстрировать высокую волатильность: 90 млрд руб. по итогам сентября (против 128 млрд руб. месяцем ранее) и 1,3 трлн руб. за 9 месяцев 2022 года (при плане 1,4 трлн руб. на весь год). Сохраняется возможность достижения плановых цифр.

Динамика налога на прибыль. Источники данных: Минфин, Росказна, ГИС "Электронный бюджет".
Динамика налога на прибыль. Источники данных: Минфин, Росказна, ГИС "Электронный бюджет".

Расходы бюджета в 2022 году по данным портала «Электронный бюджет» оцениваются на уровне 28,5 трлн руб. С учетом, что данная цифра уже не раз изменялась в большую сторону, итоговая величина становится наиболее критичной для балансировки бюджета в 2022 году. При размере доходной части 27,5-28 трлн руб. и расходах 28,5 трлн руб. дефицит бюджета может достичь 0,5-1 трлн руб. Основными факторами, которые способны существенным образом повлиять на данный показатель, остаются курс российской валюты и стоимость энергоносителей на мировом рынке.

Финансирование дефицита возможно за счет средств ФНБ где по различным оценкам может быть доступно от 4 до 7,5 трлн руб. (последняя цифра может быть справедливой при определенных допущениях). Наращивание дефицита в 2022 году будет ограничивать пространство для маневра в следующем году, повышая зависимость от нефтяных цен.

Отдельное беспокойство вызывают региональные бюджеты, значимая доля которых наполняется за счет НДФЛ. Рост трансфертов из федерального бюджета может существенно усложнить задачу в 2023 году.

Ставьте лайк, если интересно продолжение, и не забывайте подписываться.

При частичном или полном использовании ссылка на источник обязательна.

#деньги #финансы #рынок #экономика #рубль #инвестиции #бюджет #нефть