В постановлении ЦК комсомола от 02.06.1933 о подготовке к Всесоюзному дню авиации парашютной вышке был посвящён отдельный пункт. Он указывал, что в каждом городе в парке надлежит построить как минимум одну парашютную вышку. А в Москве, Ленинграде и Харькове вышки должны стоять в каждом районе.
Предполагалось, что аттракцион будет не только забавой, но и средством физического и боевого воспитания, закалки духа. В отличие от западных аналогов, советские парашютные вышки разрабатывались с учётом технических данных, соответствующих настоящему парашютному прыжку с самолёта. Иными словами, это была полная имитация полёта, но в лёгкой и развлекательной форме.
Вышки были разной высоты и назначения, например гидротренировочные, были даже парашютные катапульты — по сути, современные аэротрубы, но с приземлением на парашюте.
Но где парашют, там и самолёт. Была популярна имитация полёта на самолёте, но не по воздуху, а по рельсам. Самолёт набирал скорость, у пассажиров возникало чувство, что борт производит взлёт, а после — полёт над землёй. Конструкторы добились такого эффекта благодаря рельсам, уложенным волной, как на американских горках .
Или другой аттракцион — фанерные самолёты на подвесе, где за основу был взят принцип карусели. Из-за центробежной силы любители острых ощущений поднимались порой до самых крестовин, на которых крепился трос. И самая, пожалуй, страшная забава — аттракцион "Мёртвая петля". Пассажирская кабина самолёта крепилась на металлическую основу, которая вращалась вокруг своей оси вместе с кабиной. Происходила полная дезориентация, потеря человека в пространстве .
Аналогом современного паркура был физкультурный лабиринт. Его потом стали называть полосой препятствий и закрепили за ней определённый набор снарядов для прохождения. В парках физкультурные лабиринты устанавливались чаще всего в павильонах и были произвольными по своему составу. Всё зависело от площади помещения или местности.
Следующие виды аттракционов из физкультурного лабиринта мы бы отнесли исключительно к развлекательным. Хотя здесь тоже нужны сила, сноровка, а где-то даже находчивость и чувство юмора. Например, желающим предлагают пройтись по "выстрелу" — на флоте это длинное гладкое бревно, расположенное перпендикулярно к борту и параллельно к воде. Умение ходить по нему входило в азбуку краснофлотской учёбы. Отличие только в том, что в аттракционе бревно не закреплялось полностью.
Ещё одна необычная забава — вращающаяся тарелка, представляющая собой круглую часть пола, обшитую линолеумом. Круг тут же приходил в движение, причём хаотичное, как только человек попадал на него. А напоследок любителя аттракционов ждала металлическая решётка в полу, через которую его обдавали сильнейшей струёй воздуха снизу.
В заключение предлагаем оценить велосипед для катания по льду, который тоже можно было взять напрокат в парке. Он был намного дешевле обычного, развивал большую скорость и делал крутые развороты. Если человек намеревался кататься по снегу, то коньки, закреплённые в области колёс и соединённые с рулём, заменялись на лыжи.
С другими советскими аттракционами более подробно можно ознакомиться в электронной библиотеке РГБ:
Подписывайтесь на телеграм-канал Ленинки.