Найти в Дзене
#Историограф🔎

Где на самом деле собиралось Вече!

Оглавление

Продолжаем разговор о Системе государственной власти в деталях - часть первая и часть вторая вышли ранее.

Вече

Лебедев К.  Вече в Новгороде. 1907
Лебедев К. Вече в Новгороде. 1907

Вопрос о роли, составе, характере веча в систему городского управления остается дискуссионным:

1. Сергеевич В.И. писал, что "вече не создано князем; оно составляет первоначальную форму быта"

2. Юшков С.В. видел в вече совещание "основных феодальных групп". Его созыву предшествовали какие-либо чрезвычайные события.

3. Греков Б.Д. отмечал, что вече - это "народное собрание для обсуждения и решения важных общих дел".

4. Фроянов И.Я. и Дворниченко А.Ю. считали киевское вече сходкой всех свободных жителей города и его окрестностей, верховным органом народовластия.

5. Янин В.Л. считал, что новгородское вече было узкоклассовым, представляло собой заседания небольшой олигархической группы в 300-400 человек.

Роль веча

"Повесть временных лет" свидетельствует о том, что воля веча координирует действия князей.

Как государственная власть вече состояло из граждан старшего города. Вечевым решениям старшего города в силу своей экономической и политической зависимости подчинялись города -"пригороды". Хотя участие пригорожан на вече старшего города, возможно, и не возбранялось, в силу обширности земель и отдаленности пригородов оно становилось невозможным, имело лишь случайный характер, не было необходимым. Веча пригородов не имели политической власти и были ограничены вопросами местного управления. (Размахов К.Е. Вече в механизме Древнерусского государства Х – начала XIII в.)

Летописи свидетельствуют о том, что полноправные горожане - "люди", составляли основу веча. В Новгороде решающая роль в работе веча принадлежала боярам и городской верхушке. И архиепископ новгородский мог принимать участие в нем.

-3

Созывали вече в случае необходимости по звону колокола или с помощью глашатаев князья, городская верхушка или просто горожане.

Обычно собиралось оно на княжеском дворе (в Новгороде - Ярославово дворище; в Киеве - Ярославов двор) или на площади у городского соборного храма (в Новгороде - Софийский собор; в Киеве - двор Софийского собора).

Итак

...вече в условиях разложения родоплеменного строя, сопровождающегося развитием городов - центров племенных союзов, трансформируется в один из основных государственных институтов Древней Руси, существовавший наряду с институтами княжеской власти и совета городской знати. Основную массу веча составляли полноправные горожане - "люди", но определяющую роль (при обычном порядке) играли бояре и городская верхушка (старцы градские). Политический вес вечу придавало ополчение - военная организация горожан. Князья, заинтересованные в поддержке городской дружиной, согласовывали свою деятельность в первую очередь с феодальной верхушкой города путем проведения совместных совещаний, а также непосредственно с горожанами - "люди многы" на вече.
Вечевые собрания различных городов Руси в силу их неравномерного экономического развития, особенностей организации городской власти и специфики сложившихся политических традиций не были скроены по одному шаблону и значительно отличались друг от друга по своему значению и властным полномочиям. (Размахов К.Е. Вече в механизме Древнерусского государства Х – начала XIII в.)

#историяруси #вече

Еще больше интересной информации на нашем канале "История в деталях"