Существуют три вида емкости рынка:
Потенциальная емкость. Это размер рынка, который предполагает максимальный спрос на ваш продукт среди всех потребителей. То есть ситуация, в которой любой представитель целевой аудитории готов постоянно покупать ваш продукт.
Фактическая. Это показатель, основанный на текущем развитии спроса. Например, все люди, которые сейчас пользуются товарами и услугами именно вашего потребительского сегмента.
Доступная емкость. Это количество потребителей, на которые может претендовать ваша компания с имеющимся продуктом и его характеристиками.
Пенетрация- доля проникновения бренда на конкретный рынок.
С чем нужно определиться в начале исследования:
Период: всегда эффективнее считать все вводные данные за уже завершившийся период.
Во-первых, есть большая вероятность, что данные уже перепроверены, т.е. достоверны.
Во-вторых, если вы исследуете абсолютно новый для вас рынок, вам будет проще найти открытые данные конкурентов об их обороте, количестве транзакций и среднем чеке.
В-третьих, Росстат и администрации субъектов РФ, по вполне понятным причинам, публикуют данные о населении позже, поскольку учитывают целый ряд факторов: смертность, миграцию, рождаемость.
Границы рынка: вас интересует город, область, страна?
Показатели расчета емкости и потенциала: что для вас важно: уровень возможностей в денежном эквиваленте или потенциальны уровень потребления?
Аудитория: какая аудитория будет учитываться при расчете? Женщины/мужчины, подростки? Здесь сразу оговорюсь, лучше брать всегда трудоспособное население интересующего вас рынка. Как правило, это всегда на 80% верная информация, которую можно найти в открытых официальных источниках с уже посчитанными корректировками.
Продукт: к какому бы виду бизнеса не относился ваш, нужно определить некий продуктовый или товарный критерий. Мой совет исходите всегда из ваших целей. Хотите открыть пиццерию в городе Б. – исследуйте конкурентов с соответствующим товаром, либо берите конкурентов с преимущественно якорным предложением в виде пиццы, но с сопутствующими станциями. Смотрите на вещи реально, оценивайте конкурентов по количеству точек, проникновению бренда в рынок, уровню увещевания ЦА.
Единицы измерения: как правило выбор идет между единицей продукции или ее объемом. На самом деле, считать (всегда) нужно и то и другое. И еще важный совет, не забывайте о валюте и ее адекватной оценке, производя расчёт ёмкости иностранного рынка. Очень важно учитывать курс валют во все периоды, а также адекватно переводить его в вашу валюту для полного понимая потенциала.
Размер рынка в количественном выражении (в тыс.шт)
Емкость рынка за период N (тыс.шт) = Численность целевой аудитории рынка (в тыс. чел.) * норма потребления товара за период N (в шт.)
Размер рынка в денежном выражении (в тыс. руб)
Емкость рынка за период N (тыс.руб) = Численность целевой аудитории рынка (в тыс. чел.) * норма потребления товара за период N (в шт.) * средняя стоимость 1 единицы продукции на рынке (в руб.)
Размер рынка в объемном выражении выражении (в тыс. л)
Емкость рынка за период N (единицы объема – тыс.л) = Численность целевой аудитории рынка (в тыс. чел.) * норма потребления товара за период N (в шт.) * средний объем 1 упаковки товара (в единицах объема – литр)
Считаем!
Определяем размер аудитории.
Далее, определяем частоту потребления продукта, либо норму потребления товара на 1 го человека (как правило, нормы ведутся только на товары первой необходимости, информация очень ограничена).
Средняя стоимость продукта — это просто средневзвешенные цена на интересующий продукт за N-й период.