Найти тему

Емкость рынка в маркетинге. Посчитаем?

Существуют три вида емкости рынка:

Потенциальная емкость. Это размер рынка, который предполагает максимальный спрос на ваш продукт среди всех потребителей. То есть ситуация, в которой любой представитель целевой аудитории готов постоянно покупать ваш продукт.

Мой дорогой отдел маркетинга УК "Гриль #1"
Мой дорогой отдел маркетинга УК "Гриль #1"

Фактическая. Это показатель, основанный на текущем развитии спроса. Например, все люди, которые сейчас пользуются товарами и услугами именно вашего потребительского сегмента.

Доступная емкость. Это количество потребителей, на которые может претендовать ваша компания с имеющимся продуктом и его характеристиками.

Пенетрация- доля проникновения бренда на конкретный рынок.

С чем нужно определиться в начале исследования:

Период: всегда эффективнее считать все вводные данные за уже завершившийся период.

Во-первых, есть большая вероятность, что данные уже перепроверены, т.е. достоверны.

Во-вторых, если вы исследуете абсолютно новый для вас рынок, вам будет проще найти открытые данные конкурентов об их обороте, количестве транзакций и среднем чеке.

В-третьих, Росстат и администрации субъектов РФ, по вполне понятным причинам, публикуют данные о населении позже, поскольку учитывают целый ряд факторов: смертность, миграцию, рождаемость.

Границы рынка: вас интересует город, область, страна?

Показатели расчета емкости и потенциала: что для вас важно: уровень возможностей в денежном эквиваленте или потенциальны уровень потребления?

Аудитория: какая аудитория будет учитываться при расчете? Женщины/мужчины, подростки? Здесь сразу оговорюсь, лучше брать всегда трудоспособное население интересующего вас рынка. Как правило, это всегда на 80% верная информация, которую можно найти в открытых официальных источниках с уже посчитанными корректировками.

Продукт: к какому бы виду бизнеса не относился ваш, нужно определить некий продуктовый или товарный критерий. Мой совет исходите всегда из ваших целей. Хотите открыть пиццерию в городе Б. – исследуйте конкурентов с соответствующим товаром, либо берите конкурентов с преимущественно якорным предложением в виде пиццы, но с сопутствующими станциями. Смотрите на вещи реально, оценивайте конкурентов по количеству точек, проникновению бренда в рынок, уровню увещевания ЦА.

Единицы измерения: как правило выбор идет между единицей продукции или ее объемом. На самом деле, считать (всегда) нужно и то и другое. И еще важный совет, не забывайте о валюте и ее адекватной оценке, производя расчёт ёмкости иностранного рынка. Очень важно учитывать курс валют во все периоды, а также адекватно переводить его в вашу валюту для полного понимая потенциала.

Размер рынка в количественном выражении (в тыс.шт)

Емкость рынка за период N (тыс.шт) = Численность целевой аудитории рынка (в тыс. чел.) * норма потребления товара за период N (в шт.)

Размер рынка в денежном выражении (в тыс. руб)

Емкость рынка за период N (тыс.руб) = Численность целевой аудитории рынка (в тыс. чел.) * норма потребления товара за период N (в шт.) * средняя стоимость 1 единицы продукции на рынке (в руб.)

Размер рынка в объемном выражении выражении (в тыс. л)

Емкость рынка за период N (единицы объема – тыс.л) = Численность целевой аудитории рынка (в тыс. чел.) * норма потребления товара за период N (в шт.) * средний объем 1 упаковки товара (в единицах объема – литр)

Считаем!

Определяем размер аудитории.

Далее, определяем частоту потребления продукта, либо норму потребления товара на 1 го человека (как правило, нормы ведутся только на товары первой необходимости, информация очень ограничена).

Средняя стоимость продукта — это просто средневзвешенные цена на интересующий продукт за N-й период.