В этой статье я хочу затронуть интересную тему, связанную с деньгами, а точнее с их использованием. Деньги, как инструмент власти, обладают своей магической природой, можно сказать аурой, и это безусловно влияет на решения людей, на что тратить деньги, а часто и на то, стоит ли их тратить.
Очень многие, надеюсь, все же не большинство, воспринимают деньги как нечто абсолютное, как некую физическую материю, даже энергию, воплощенную в монетах или купюрах. В коучинге часто возникает такая дилемма: У человека есть N сумма денег, и он думает на что их потратить, и как правило у него есть несколько вариантов, каждый из которых выглядит заманчиво, что приводит часто к внутреннему конфликту и параличу.
Стандартные инструменты коучинга могут здесь помочь, но только если сам коуч владеет необходимым концептуальным аппаратом. Если коуч будет рассуждать в базовых категориях выгод у упущенных возможностей, то решение рискует оказаться поверхностным, а клиент может быть разочарован результатами своих действий по итогам сессии.
Поэтому имеет смысл рассмотреть два понятия, одно из области экономики, другое — из социологии.
Стоимость
Один из принципов современной экономики гласит:
Стоимость чего-либо — это стоимость того, от чего придется отказаться, чтобы получить желаемое.
Издержки упущенных возможностей или альтернативные издержки — нечто, от чего приходится отказаться, чтобы получить желаемое. Принятие любого решения (например, решения о поступлении в колледж) требует осознания издержек упущенных возможностей каждого варианта действий.
Допустим клиент думает, инвестировать в тот или иной проект. Либо, покупать новую машину (станок) или нет? И часто достаточно одного простого вопроса:
А от чего ты отказываешься делая инвестиции?
От чего ты отказываешься приобретая машину?
И часто выясняется, что, собственно говоря, клиент ни от чего не отказывается.
У него могут быть страхи, что цена завышена.
У него может быть тревожность по поводу будущего, по поводу стабильности его источников доходов, но в моменте он ничем не рискует.
Но при этом часто у клиента есть определенная потребность в тех или иных тратах, хотя он не может четко сформулировать зачем ему это. Здесь на мой взгляд может быть полезны концепция капитала.
Капитал
Люди часто путают понятие денег и капитала, но это еще не самая большая проблема. Гораздо чаще они сводят понятие капитала только к его денежной форме, хотя уже в современной социологии и экономики понятие капитала гораздо шире, оно включает в себя не только денежные средства, бизнес, но и социальный капитал (или проще говоря, связи человека), культурный капитал (его знакомство с культурой и способность использовать ее достижения).
Мне нравится следующее определение капитала:
Капитал — это способ накопления и сохранения успеха, достигну того вчера, в предшествующих раундах социальной игры, с тем, чтобы воспользоваться преимуществом в будущем раунде (в духе прагматичного подхода Валлерстайна).
В каждом роде деятельности существуют свои специфические формы капитала.
Бизнесмен (или “капиталист” в традиционном понимании этого слова) превращает результаты успешных, т.е. прибыльных операций в денежные средства, которые затем может инвестировать в новые операции. Это и есть капитал в традиционном понимании.
Современные формы символического капитала — это всевозможные разновидности престижной репутации (мэтр, знаменитость) в сочетании с формальными дипломами (ученые степени, медали и призы арт фестивалей или спортивных чемпионатов, либо промежуточные формы вроде рейтингов популярности среди элитных знатоков и более широкой публики).
Капиталы (или разновидности социальной «валюты») основаны прежде всего на взаимном признании участниками данной сферы деятельности пра‑ вил игры и друг друга в качестве игроков, даже если и противников.
Все формы капитала могут так или иначе конвертироваться друг в друга. Например, для того, чтобы получить образование в престижном университете, могут понадобиться существенные траты со стороны семьи или самого студента. В таком случае речь идет о конвертации денежного капитала в культурный. После окончания университета студент может решить пойти работать в крупную корпорацию за хорошую зарплату, тем самым конвертируя свой культурный капитал в денежный. Либо студент можно пойти на работу в министерство (возможно, по протекции), где зарплата может быть весьма ограничена, но при это будет возможность приобретения хороших и полезных связей в будущем, то есть речь уже будет о конвертации культурного капитала в социальный капитал. После несколько лет, это бывший студент может решить создать свой бизнес, опираясь на связи в министерстве, и тем самым конвертировать социальный капитал в денежный.
Либо студент после окончания университета может решить продолжить образование в аспирантуре, и потом заниматься наукой, и тем самым наращивать свой культурный капитал. По прошествии некоторого времени он может стать известным ученым, сделать ряд крупных прикладных открытий и коммерциализировать их, тем самым конвертируя часть культурного капитала в денежный.
Аналогичные примеры можно привести для сферы образования, искусства, спорта. Важно здесь иное. Важно, чтобы человек, а в коучинге — клиент, понимали в какие социальные игры они играют, и выигрывают они или нет.
Социальная игра, если под ней понимать текущую целеустремленную деятельности человека по достижению результатов в той или иной области, не просто создает иерархию победителей и проигрывающей, она также еще и формирует человека.
Человек, занимаясь бизнесом, становится бизнесменом. Человек, занимаясь наукой, становится ученым. Тот, кто рисует картины, становится художником.
Таким образом, когда клиент в коучинге стоит перед выбором на что потратить деньги, стоит поинтересоваться не только тем, от чего он отказывается или готов отказаться, но и тем, а в какие социальные игры он играет, и как то или иное приобретение, та или иная трата способствуют его выигрышу в его социальной игре.
Ученый может себе позволить потратить существенные деньги на приобретение дорогостоящего оборудования (лабораторной установки), необходимого для экспериментов. Однако он может потратить часть гранта и приобрести себе дорогостоящий автомобиль для личного пользования, и отказаться от лабораторной установки. И перед ним может стоять дилемма, на что потратить, к примеру, 40-50 тысяч долларов.
И решить эту дилемму он может ответив на ряд вопросов:
- Кто я? Какова моя социальная идентичности?
- В какие социальные игры я играю?
- Как то, на что я собираюсь потратить деньги, поможет мне в моей деятельности
- Ради чего большего я осуществляю свою деятельность?
- Кем я хочу стать?
Резюме:
Таким образом, введенные два понятия (стоимость и капитал), а также социальная игра могут существенно прояснить ситуацию для клиента. Понимая то, в какие игры он играет, и то, как та или иная трата, влияют на возможности его выигрыша, а также то, от чего отказывается, клиент способен сделать более рациональный выбор, в сравнении с выбором, основанном на основе просто анализа выгод и издержек.
#коучинг #выбор #инвестиции #деньги #социальные игры #выигрыш