Найти в Дзене
Жужжащие истории

Скрывали отношения и были счастливы. Кавказский воздыхатель супруги императора Александра III

Оглавление

Брак Александра III и Марии Федоровны, родителей последнего российского монарха, длился почти три десятка лет и был по-настоящему крепким. Но далеко не все знают, что судьба подарила императрице еще одну любовь. Это тайное чувство она пронесла достойно: никаких скандальных историй, интриг и пикантных подробностей! Свои отношения Мария Федоровна Романова и Георгий Дмитриевич Шервашидзе тщательно скрывали от посторонних глаз, но некоторые дошедшие до нас факты свидетельствуют, что счастье у этой пары действительно было.

«Портрет великой княгини Марии Федоровны, художник  Генрих фон Ангели
«Портрет великой княгини Марии Федоровны, художник Генрих фон Ангели

Аргентинские розы для русской императрицы

Мария София Фредерика Дагмар была дочерью короля Дании. В возрасте восемнадцати лет, после венчания с российским цесаревичем Александром Александровичем, она стала Марией Федоровной. Минни (как ее звали в семье) искренне полюбила Россию. Особое удовольствие доставляли ей путешествия по огромной империи. В одной из таких поездок она и познакомилась с абхазским князем Георгием Шервашидзе.

Мать Георгия Дмитриевича принадлежала к известнейшему и богатейшему грузинскому роду Дадиани. В десять лет мальчик осиротел, и его взял под опеку русский князь, командовавший императорской армией в Абхазии.

Александра и Дагмара Датские. Элизабет Йерихау-Бауман
Александра и Дагмара Датские. Элизабет Йерихау-Бауман

Когда в Новый Афон приехала царственная чета, Георгий Дмитриевич, занимавший в то время пост губернатора Тифлиса, преподнес Марии Федоровне шикарный букет аргентинских роз. Императрица была поражена: и откуда только кавказский князь узнал, что эти цветы – ее любимые?! Вообще, Георгий Шервашидзе показался государыне «приятным и чудным» человеком.

Обоим на тот момент перевалило за сорок – весьма солидный возраст по понятиям конца XIX века. Женатый князь имел сына Дмитрия, а Мария Федоровна была матерью пятерых детей. Кое-кто из историков считает, что роман между ними завязался уже тогда. Если это и так, то отношения, конечно же, были чисто платоническими.

Георгий Дмитриевич Шервашидзе
Георгий Дмитриевич Шервашидзе

Из губернатора в обер-гофмейстеры

Минуло еще девять лет. Александра Третьего уже не было в живых, а абхазский князь развелся с супругой и перебрался в Санкт-Петербург. Получив высокую должность обер-гофмейстера, он постоянно находился при своей любимой императрице.

Историкам удалось найти записи Марии Федоровны, сделанные в последнее десятилетие перед Октябрьским переворотом. Вообще-то Минни отличалась сдержанностью, но строки, посвященные Георгию Дмитриевичу, наполнены неподдельной любовью и беспокойством – стареющий князь постоянно болел. Они частенько ездили за границу и даже появлялись вместе на торжественных мероприятиях. «Продвинутая» аристократия, которая откровенно недолюбливала императора Николая II, его супругу Александру Федоровну и всех приближенных ко двору, к Шервашидзе относилась с неизменным уважением. Все считали, что князь – «большой оригинал, любезный, находчивый и очень интересный» человек.

Мария Фёдоровна в молодости, 1870-е.
Мария Фёдоровна в молодости, 1870-е.

Жизнь на волоске

Весной 17-го император Николай Александрович отрекся от престола, и Мария Федоровна вместе с князем отправилась в Могилев, где находилась Ставка Верховного главнокомандующего. Все вместе они посетили церковную службу, а на другой день Николая Александровича арестовали. Больше Мария Федоровна никогда не видела своего старшего сына: спустя год с небольшим его вместе с семьей расстреляли в подвале екатеринбургского особняка.

Экс-императрица пыталась спасти монархию – возвести на российский трон Дмитрия, сына абхазского князя. Сохранилось письмо Шервашидзе-младшего к матери, в котором он сообщает, что отец мечтает видеть его на престоле. Но из этой затеи ничего не вышло.

Летом 1917-го Мария Федоровна переехала из Петербурга в Крым, а Шервашидзе был арестован. Спустя некоторое время его освободили, и он тут же отправился в Ялту. Жизнь Марии Федоровны и других Романовых висела на волоске – их могли расстрелять в любой момент, ожидали лишь распоряжения свыше. В это тяжкое время Шервашидзе выказал истинное благородство и безграничную преданность своей Минни.

Мария Фёдоровна в Копенгагене. 1924 г.
Мария Фёдоровна в Копенгагене. 1924 г.

Заключение

Весной Марии Федоровне пришлось пережить страшную утрату – не стало Георгия Дмитриевича Шервашидзе. В своем дневнике она неизменно называла покойного «дорогим», «милым». В 1919 году, чтобы спасти оставшихся в живых Романовых, британский король Георг V вывез их из Ялты на собственном линкоре. Мария Федоровна с дочерью Ксенией и внуками навсегда покинула любимую страну.

Скончалась Мария Федоровна Романова в родной Дании, в возрасте 80 лет. Память о князе Шервашидзе она хранила до последнего дня.