Хотя рубль и не в коридоре, где его хочет видеть наше государство, но идёт он в верном направлении — 64 единицы за один доллар.
Такие значения мы видели в июле, а пару недель назад курс был в районе 53. Впечатляющая волатильность. Но что стало причиной ослабления рубля сейчас?
Сразу скажу о призме, через которую стоит взглянуть на изменение динамики курса рубля — торговый баланс.
Соотношение экспорта и импорта играет ключевую роль в курсовой волатильности. Также не забываем про санкции. Курс упал к 53 в ожидании санкций. Никто не хотел уходить на выходные с активами, которых в понедельник может и не стать. В итоге санкций не случилось, и на валютных торгах воцарило другое настроение.
Но вернёмся к торговому балансу.
Тут либо резко увеличился импорт, а вместе с ним спрос на валюту, либо просел экспорт. Касательно увеличения импорта — его перспективы непонятны, потому как в США и ЕС собирают санкции для сторон, которые помогают обходить России запреты в сфере импорта товаров, работ и услуг.
Фирмы-прокладки находятся под давлением и даже юрисдикции, предрасположенные к России, купируют риски и возможно откажутся от помощи.
Но и экспорту было с чего просесть. С учётом нефтяного эмбарго и сокращения транзита газа в Европу из-за отключения Северного Потока с последующим его подрывом, Россия может поставить меньше газа. Так в РФ приходит меньше валютных платежей. Спрос на рубль падает и доллар с евро растут.
Можно вспомнить и новое бюджетное правило, но вроде как оно не вступило в стадию практики, и до 2023 года мы вряд ли дождёмся новшеств. Так что, вероятнее всего, причина ослабления рубля исключительно в торговом балансе.