Каким стал книжный рынок в России в 2022 году? Получится ли заменить западный нон-фикшн? Что будет с ценами и книжной отраслью в целом? Эксперт ответил на эти и другие вопросы
Об эксперте: Рамиль Фасхутдинов, главный редактор издательства «Бомбора».
Главный книжный тренд 2022 года
Художественная литература становится все более востребованной: рост рынка такой литературы составляет около 25–30%, тогда как рост документальной — в районе 2–4%. Так было и в 2020 году, когда мир столкнулся с коронавирусом и пугающей неопределенностью. В сложных условиях читатели не знают, чего ожидать от будущего, и просто перестают его планировать. Вместо этого они уходят в мир вымысла, где нет забот, — мир художественной литературы.
Что изменилось с февраля 2022 года
Первое и ключевое изменение — разрыв отношений с крупнейшими правообладателями из англоязычных стран. Большинство людей пока не заметили этого удара, потому что еще действуют права, купленные ранее, но через год, если ситуация не изменится, этот разрыв скажется на российском книжном рынке.
Второе изменение — блокировка Instagram (соцсеть принадлежит Meta Platforms, Тверской суд Москвы признал компанию экстремистской и запретил ее деятельность) и недоступность ТikTok. Обе эти площадки были самыми важными для продвижения книг как в России, так и во всем мире.
Третий момент — неопределенность. Процесс выпуска книги довольно долгий, и когда все постоянно меняется, сложно что-то планировать. Кроме того, часть книг, которые издательство выпускало в 2021 году, сегодня безнадежно устарели и уже не нужны читателю. Например, уже не так интересны книги о продвижении в Instagram, путеводители по странам Европы, книги по изучению европейских языков. Из-за той же неопределенности последние три года в России падает уровень рождаемости, что отражается на продажах книг о воспитании детей.
С другой стороны, в ответ на неопределенность появляются книги, которые помогают жить в таких условиях. Также ожидается всплеск интереса к литературе о предпринимательстве. Люди все равно будут занимать освободившиеся ниши, и им будут нужны книги о том, как развивать свой бизнес. Но они уже будут ориентированы на бизнес в России, а не на западный рынок, как это было раньше.
Сложности с зарубежными правообладателями
Весной 2022 года издатели брали паузу. Кто-то совсем прекратил сотрудничество и закрыл российское направление, кто-то до сих пор работает как раньше, разве что проверяет, не находится ли автор под санкциями и не сотрудничает ли он с санкционными объектами. Кто-то «разморозился» через несколько месяцев тайм-аута и продолжил сотрудничать.
Большинство западных правообладателей не прекратили с нами работать, кроме крупных конгломератов, которые были ключевыми поставщиками авторских прав. Пока глубину этой проблемы оценить невозможно. Но так как процесс производства книг долгий, на ближайшие полгода-год мы обеспечены правами.
В книжном мире «Гарри Поттер» — самая сильная франшиза. Через историю о мальчике, который выжил, можно привлекать молодых читателей. Сегодня они читают Джоан Роулинг, а завтра уже взрослую литературу. Кроме того, вокруг этих книг создана целая вселенная мерча. Самой популярной кулинарной книгой прошлого года стала «Поваренная книга Гарри Поттера». Поэтому об уходе Джоан Роулинг с нашего рынка, безусловно, стоит жалеть.
Кто заменит ушедших авторов
Сложно заменить нон-фикшн литературу, например, книги по программированию. Кремниевая долина находится в США, и большинство IT-трендов зарождаются там. В бизнес-категории у нас никто не заменит мемуары глав Google, Microsoft, Netflix.
Проблема импортозамещения в этом направлении глубже, чем недостаток компаний и экспертов. Скорее, это вопрос ментальности. К сожалению, в России большинство известных людей не пишут о себе — они не хотят раскрывать секреты того, как стали успешными и богатыми. Мы предлагали владельцу «Магнита» написать книгу о его пути, об истории компании, правилах жизни, но он отказался. Возможно, это отпечаток нашей культуры — не высовываться, не показывать, что ты лучше остальных. На западе почему-то выпускаются книги Барака Обамы, Билла Гейтса и других известных людей — даже у Джастина Бибера в 28 лет есть автобиография. У нас такого практически нет.
Новые авторы приходят сами
До 2020 года в редакции практически не было рукописей от авторов нон-фикшна. В 2020, пандемийном, году мы издавали уже 1–2% из присланных материалов. В 2022 году можно говорить уже о целом потоке рукописей, из которых 10% качественных работ мы отправляем в печать.
Люди поняли, кому можно отправлять свои материалы, как их правильно оформлять и, самое главное, что интересно именно нам. Образовался такой заочный диалог — на конференциях и в медиа мы рассказываем, что нам нужно, а взамен получаем актуальные работы.
10% — это очень много. Конечно, не так много, как в художественной литературе, где поток рукописей примерно в десять раз больше. Но, тем не менее, новые авторы появляются — и вместе с ними новые тренды.
Что будет с ценами на книги и книжной отраслью
Большинство издателей старается сохранить ценник и не перекладывать на читателя ту ношу, которая свалилась на нас. Где-то мы живем старыми запасами, где-то немного снижаем качество товара, чтобы сохранить ценник и тиражи. В среднем цена производства книг увеличилась на 30–50%, в то время как цена книг изменилась только на 10–15%. Но когда-то закончатся и запасы, и старые издания, и тогда цены придется повысить. Скорее всего, это произойдет уже осенью или зимой 2022 года.
Сами книги как формат никуда не исчезнут и будут существовать вне зависимости от проблем в мире. Более того, издатели корректируют программу таким образом, чтобы книги отвечали потребностям аудитории во времена кризисов, помогали пережить трудности. Появится больше российских авторов, они будут ближе и актуальнее читателю. И самое важное — где-то уже наверняка есть бестселлер, о котором мы еще не знаем. Он появляется каждый год и привлекает новый поток читателей в книжные магазины. Так будет и в этом году.