Переход из садика в школу означает резкое изменение питания. В садике цикл питания был 21 день, в школе моего среднего сына — уже только 10 дней. Сокращается количество времени нахождения в образовательном учреждении, количество приемов пищи и предлагаемых молочных напитков. Детям с ОВЗ предлагается такое же меню, что и детям без ОВЗ с разницей лишь в том, что им полагается бесплатно от государства не один прием пищи (завтрак), а два (завтрак и обед). У кого-то питание в школе привозное, у кого-то — готовят повара в школе сами. Но в остальном разницы нет, котел для всех общий.
И вот тут у многих детей с РАС возникают проблемы с адаптацией к этому самому школьному питанию. Завтраки в виде молочных каш и заготовок для бутербродов (батон, масло, сыр) они могут съедать с успехом, а вот многокомпонентные обеды, где все перемешано как в мозаике — салаты, винегреты, щи, борщи, рагу...У многих детей с РАС возникают проблемы по типу:
- «здесь нет ничего, что я мог бы съесть»,
- «я не знаю, что это»,
- «я такое не ем»,
- «там морковь/капуста/свекла/сметана»,
- «слишком кислое/соленое/сладкое»,
- «я боюсь такое есть»,
- «не могу такое есть, неприятно во рту».
Согласно отечественным научным публикациям за прошлый год до 90% пациентов с РАС имеют нарушения пищевого поведения. У многих детей с РАС обнаруживают дефицит каротиноидов, кальция, калия, лития и железа, витаминов группы А, В, С и Е. Закономерный итог — проблемы с весом, эндокринной и нервной системами, ЖКТ, мышечная дистония и трудности коррекции поведения на фоне несбалансированного питания.
Школьное питание старшего сына с РАС. У меня два сына с РАС. Старший сын готов в прямом смысле голодать до победного, потому что у него плюсом к особенностям восприятия глубоко в подсознании сидит какая-то безумная теория. «Уши» этой теории выглядывают на приемах у психотерапевта и психиатра («если будешь есть овощи станешь овощем», «я не ем гранат, потому что там могут жить осы, я в ролике видел» и так далее). Добавьте к этому несколько родственников по мужской линии со схожими проблемами, которые питаются очень-очень избирательно, и факт наследственности, а не каприза, налицо.
Садить на диеты в его случае бесполезно — его теория остается непоколебимой, значит, голодать будет до обморочного состояния. Выкормить его в первый год жизни было трудно, потому что особенности нервной системы накладывались на проблемы роста (незрелость кишечника, колики, прорезывание зубов) и порождали дополнительные проблемы (отказ от грудного вскармливания, запоры, кожные аллергические реакции, подбор смесей и прикорма). Благодатная почва для развития пищевой избирательности.
В пятом классе, после перехода в другую школу, сын попросил не оплачивать ему школьное питание, потому что его не устроило ни качество предлагаемого завтрака, ни то, что предлагали на завтраки. При этом, в отличие от одноклассников, он с удовольствием ел школьную кашу. Сын уже нафантазировал себе как будет брать пищу из дома. Вот только что именно он будет брать — большой вопрос — слишком многого он не ест. Кормить его булками я не согласна. У нас четко выдерживается в семье правило: «сначала основное, потом десерт». А микроволновку в школьной столовой в открытом доступе сын не обнаружил, чтобы подогревать это «основное».
РПП (расстройство пищевого поведения) — это диагноз психиатрический. Если с годами ребенок поддается внушению окружения, то он постепенно расширит свой рацион, а если нет — надо обращаться к пищевому психотерапевту, раскапывать психотравмирующую ситуацию, случившуюся в раннем детстве.
Как лечить РПП при отсутствии достаточного количества психотерапевтов соответствующего профиля в стране — непонятно. Пищевого психотерапевта, умеющего работать с РАС, выше шансы найти в Москве или Санкт-Петербурге, чем в обычном городе-миллионнике или райцентре. Прием у этого специалиста стоит прилично.
Гастроэнтеролога или невролога найти гораздо проще, но они не могут ни вылечить РПП, ни прописать лечебную диету, потому что такой диеты для детей с РАС Минздравом в настоящее время не разработано.
Лечебные диеты №№1-15 составлялись и утверждались до того, как РАС стало актуальной проблемой для общества. Разрабатывавший лечебные диеты советский диетолог М. И. Певзнер умер еще в 1952 году. В современных общеобразовательных школах с привозным питанием предусмотрена коррекция питания для детей с подтвержденными диагнозами «диабет», «пищевая аллергия» и еще парочкой.
Максимум, что могут предложить сейчас детям с РАС из диет — это БГБК (безглютеновую и безказеиновую диету). Прописывает ее нутрициолог или генетик при наличии выявленной генетической патологии.
Но, во-первых, эффективность этой диеты спорная, есть исследования как подтверждающие, так и опровергающие ее результативность.
Во-вторых, нутрициолог — это обычно консультант по питанию, а не врач и его заключение для школы может не иметь никакого юридического значения.
В-третьих, если ребенок переносит и глютен, и казеин, имеет хороший сон и аппетит, редко болеет, то нет смысла ломать быт и лишать ребенка привычных продуктов питания, чтобы потом пытаться компенсировать ему их отсутствие в рационе таблетками, сдавать кучу анализов и лечить болезни, которых раньше не было. Именно такая ситуация у моего среднего сына с РАС.
Школьное питание среднего сына с РАС. Средний сын генетически много взял с моей стороны. Он имеет хороший стабильный аппетит и делает упор в питании на белковую и углеводную пищу. Не ест фрукты, овощи, ягоды, большинство супов, но... поддается постепенному внушению и фантастических теорий не строит, спрашивает и пытается запомнить то, что рассказывают. У него больше претензий к вкусу, текстуре и внешнему виду и страх перед новым. И это тот случай, когда "капля камень точит", то есть незначительные, но постоянные усилия по пропаганде здорового, полноценного питания со временем приводят к значительному изменению в пищевом поведении.
Иногда доходит до смешного. Гороховый суп, который сын распробовал и полюбил еще в садике, он не ел в школе целый месяц, потому что не опознал его по внешнему виду. Пришлось рассказать ему, что в школе это блюдо есть, и чтобы его найти надо попробовать все супы, а не смотреть только на внешний вид. Сын начал искать конкретно этот суп и пробовать все супы подряд, нашел, высказал претензии, что суп на вкус и цвет другой из-за колбасы, но съел всю тарелку и ушел из школы сытым.
Сын первый месяц почти каждый день ел в обед только батон, пока я не пошла выяснять в школу как там организовано питание, что за меню на обед и что можно сделать для его коррекции. Пищевая избирательность у однокашников сына разная: есть дети — фанаты борща, есть фанаты батона, есть фанаты компота.
Конкретно у моего сына имеется неприятие многокомпонентных блюд (винегрет, борщ, щи, салаты, компот с сухофруктами). Сырые однокомпонентные продукты (фрукты, овощи, ягоды) он тоже не ест, но тут ими и не насытишься так, как от первого или второго блюда. А вторые блюда он тоже игнорировал, потому что первые блюда ввели его в стресс, да и вторые блюда нередко с овощными многокомпонентными гарнирами.
Я проконсультировалась у директора, какие нормы и варианты есть, а потом сделала следующее:
1) Взяла у директора список меню и обсудила каждое блюдо с сыном дома.
Менять все питание под сына я не вижу смысла, тут надо начинать с малого, какой-то одной категории пищи. В случае моего сына важно приучить его есть горячую жидкую пищу. Дома он ест супы, но со скрипом и определенным, очень простым составом (мясо, крупа, картошка, морковка, иногда лук). Но представим однажды ситуацию, что мамы не станет и готовить эти супы будет некому...Что будет? Он просто перестанет есть супы вообще и будет иметь связанные с этим проблемы со здоровьем.
В школе, в которой сын учится, пищу повара готовят сами, меню прошло все необходимые проверки. Но на период обследования администрация школы согласилась исключить из супов ряд компонентов, которые вызывали у сына резко негативное отношение и нежелание даже пробовать пищу. После опроса сына по списку меню выяснилось, что таких компонентов не так уж много — это свекла, капуста и сметана, положенная непосредственно в суп. Морковку в супе сын согласился есть и даже лук со скрипом готов потерпеть в своей тарелке, после того, как я объяснила ему, что лук делает бульон значительно вкуснее, но есть его весь в тарелке необязательно.
Отлить в отдельную кастрюльку для одного или нескольких детей бульон с мясом на кухне при приготовлении борща работникам кухни не сложно. Добавить картошки, морковки и лука, если есть такая возможность, туда тоже не трудно. И подать сметану на отдельной тарелке — в этом тоже нет ничего сверхъестественного.
Для сына готовы разработать отдельное меню при условии, что кто-то из врачей выпишет ему заключение с диагнозом и подробными рекомендациями.
2) Написала заявление на имя директора, чтобы на период обследования сына для него исключили несколько компонентов из супов, которые подают на обед.
Если не будет улучшения в его пищевом поведении, либо не будет предоставлено соответствующего заключения после обследования, то возможен третий вариант — приносить домашнюю пищу. В столовой есть микроволновка и сыну помогут разогреть еду. Понятно, что этот вариант не самый лучший для него, но другого нормы СанПина и Минздрава пока не предусматривают. А чтобы они изменились этот вопрос надо поднимать на другом уровне, федеральном.
3) Я записала сына на дополнительное обследование у гастроэнтеролога и психиатра. К 8 годам сын заметно прибавил в понимании окружающего мира, самоконтроле, словесно-логическом выражении своих мыслей и ощущений. Он уже способен выдержать такую процедуру как УЗИ органов брюшной полости и описать свои проблемы сам. Пока сын получает витаминотерапию и препарат для коррекции вкусовых ощущений (называть какой не буду).
Даже если дисфункцию в работе органов, ответственных за пищеварение, не обнаружат, может сработать эффект плацебо, так как я старательно внушаю сыну, что:
- теперь он получает лечение (!) и оно может помочь,
- вкус продуктов теперь может поменяться в лучшую сторону,
- надо пробовать блюда и не одну ложку, а обязательно несколько, прислушиваться к своим ощущениям.
Он пробует и после школы рассказывает.
4) Параллельно с обследованием я продолжаю вести с сыном беседы о ценности тех или иных блюд и продуктов для здоровья и развития, о школьном питании, хвалю за попытки пробовать пищу. Чаще покупаю овощные соки — тыквенный, морковный. Каждый день после уроков отвожу его на тренажеры и детскую площадку в школьном дворе.
Беседы о питании проводились с сыном и ранее, но сейчас они воспринимаются им не как абстрактная рекомендация, а как инструкция по применению. И момент для перелома в пищевом поведении благоприятный — переход в статус школьника, учеба в школе, предназначенной именно для таких детей, как он.
Попытка собрать родительскую группу по питанию или решить эту проблему сообща с другими родителями пока не увенчалась успехом. Остальные родители либо молчат, либо занимают позицию: «нам бы не проблемы персоналу и педагогам создавать, а спасибо огромное сказать, просто за то, что такая школа есть».
Я сама педагог со стажем и вижу в проблеме интересную задачу для решения, а не пакость или что-то ужасное, неудобное и постыдное, поэтому собираюсь поехать на конференцию по РАС. Как говорится, если не можешь решить проблему, то найди того, кто сможет.
#школьное питание #дети с ОВЗ #расстройство пищевого поведения #школьник с РАС #диета при РАС