Нередко у молодых учителей возникает ситуация, когда текущие отметки хорошие, а на контрольной — столбец «двоек». Это очень огорчает. Прочитав эту статью, вы поймёте, почему так происходит. И как этого избежать. Если кратко, то это происходит из-за несовпадения заданий на контрольной (то есть измерителей) с поставленным образовательным результатом и теми заданиями, которые ученики выполняли на уроках. В этой статье мы кратко резюмируем виды оценивания, расскажем о том, что такое измеритель, и каким он должен быть.
Оценка и отметка
Для начала разберем разницу между «оценкой» и «отметкой».
Каким бывает оценивание?
Примеры заданий
Как качественно связать образовательный результат и измеритель?
Измеритель — это задание, которое проверяет достижение образовательного результата большинством учеников. (Джон Хетти)
Как же учителю узнать, что каждый ученик достиг (или не достиг) образовательного результата?
- Учителю нужны наблюдаемые доказательства. Двух-трех поднятых рук недостаточно, чтобы сделать выводы о всем классе.
- Учитель нужен измеритель, которые проверяет достижение конкретного образовательного результата на конкретном уроке.
- Измеритель должен быть индивидуальным для каждой группы учеников (например, хорошо успевающие, средние и слабо успевающие ученики).
Далее будем приводить примеры для учителей разных дисциплин.
Предмет — история
Образовательный результат — сформулировать 3 предпосылки Крещения Руси
Как учителю проверить соотношение образовательного результата и измерителя?
- Измеритель должен проверять именно поставленный образовательный результат;
- Уровни по таксономии (мы писали о таксономии Блума в материале «Таксономия Блума: от простого к сложному») у измерителя и образовательного результата должны быть схожими.
Эффективная схема реализации оценивания на уроке
Учитель может давать небольшие задания или проверочные работы (измерители) в конце или в начале урока, в виде домашнего задания и в контрольной работе. Конечно, идеальный вариант измерителя — это небольшая проверка в конце каждого урока, потому что так учитель может дать быструю обратную связь. К сожалению, на это не всегда есть время. В контрольной работе необходимо проверять достижение образовательных результатов, однако не следует включать в нее измерители, которые не включали в текущую работу.
Примеры соотношения измерителей и образовательных результатов
Предмет — алгебра, геометрия
Предмет — русский язык, литература
Важно, чтобы измерители мотивировали учителя и учеников и помогали им добиваться поставленных целей. Контрольные работы и задания не должны вызывать у детей страх, отторжение и уверенность в плохой оценке. Чтобы такого не происходило, преподаватель должен грамотно ставить образовательные результаты и подбирать для них измерители.
Список литературы для тех, кто хочет знать больше:
- Соня Смыслова «Проектирование образовательного опыта»;
- М.В.Кларин «Инновационные модели обучения. Исследование мирового опыта».