Найти в Дзене

Кубическая модель интеллекта Джоя Гилфорда

Модель структуры интеллекта американского психолога Джой Пола Гилфорда стала основой множества психолого-педагогических диагностических концепций, а также концепций прогнозирования, развития и обучения одарённых детей. Сегодня она считается одной из наиболее известных среди всех существующих моделей интеллекта.

Джой Пол Гилфорд (англ. Joy Paul Guilford; 7 марта 1897, Маркетт (англ.) рус., Небраска — 26 ноября 1987, Лос-Анджелес, США) — американский психолог, профессор многих американских университетов. Широко известен как создатель модели структуры интеллекта. Гилфорд занимался исследованиями интеллекта в части памяти, мышления, внимания (концентрации внимания), творчества и темперамента. Развивая идеи Л. Л. Тёрстоуна, Гилфорд отвергал взгляды на интеллект Ч. Спирмена. В 1950 году занимал пост президента Американской психологической ассоциации.

-2

Гилфорд называет ряд основополагающих принципов для огромного количества факторов интеллекта (его реальных проявлений), и, основываясь на этом, приводит их классификацию, выделяя три базовых способа объединения факторов интеллекта:

· содержание мышления;

· операции мышления;

· результаты мышления.

Указанные три измерения независимы (ортогональны) и представляют шкалы наименований. Каждое из указанных измерений, в свою очередь, можно разложить на переменные:

· 4 вида содержания: образное, символическое, семантическое, поведенческое;

· 5 видов операций: оценка, конвергентное мышление, дивергентное мышление, память, познание;

· 6 видов результатов: элементы, классы, отношения, системы, преобразования, выводы (в некоторых переводах – предвидение).

· Общее количество возможных сочетаний указанных переменных: 4 х 5 х 6 =120. На сегодняшний день их известно более 150.

-3

Вклад Джоя Пола Гилфорда в развитие теории одарённости поистине велик: он смог выделить показатели креативности человека и разработал элементы дивергентного мышления (точность, гибкость, оригинальность и быстроту). Именно это позволило создать инновационные модификации практической работы в процессе обучения, развития и воспитания одарённых детей. Разделение мышления, которое приводит Гилфорд, на конвергентное и дивергентное послужило серьёзной вехой в разделении умственных способностей и многократно улучшило их понимание. По сути, оно стало причиной дифференциации терминов «творческая одарённость» и «интеллектуальная одарённость».

Тест Гилфорда

Методика представляет собой батарею стандартизированных тестов, направленных на диагностику различных аспектов одного из наиболее интересных психических феноменов – социального интеллекта. Социальный интеллект - это способность понимать и прогнозировать поведение людей в разных житейских ситуациях, распознавать намерения, чувства и эмоциональные состояния человека по невербальной и вербальной экспрессии. Эта способность необходима для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации.

-4

Согласно концепции Джоя Пола Гилфорда, социальный интеллект — это система интеллектуальных способностей, независимая от факторов общего интеллекта. Значение данной стороны психики с особой наглядностью обнаруживается на многочисленных примерах, когда люди, отличающиеся высокими достижениями в изучении явлений материального мира (имеющие высокий предметно-ориентированный интеллект), оказываются беспомощными в области межличностных отношений.

Методика исследования социального интеллекта вносит заметный вклад в преодоление существующей диспропорции между большим количеством традиционных тестов интеллекта и недостатком методик для диагностики способностей к межличностному познанию. Тест является стандартизированным измерительным инструментом, имеет четкий алгоритм проведения и интерпретации и поэтому весьма прост в применении. Он по праву считается одним из лучших в мировой психодиагностической практике и может быть эффективно использован при решении широкого круга прикладных задач.

-5

Методика находит применение:

  • в менеджменте: для отбора персонала, способного эффективно работать с клиентами, для прогноза успешности адаптации на рабочем месте;
  • в педагогике: для прогноза успешности педагогической деятельности, диагностика возможных причин школьной дезадаптации;
  • в области профессионального подбора и повышения квалификации: для выявления компетентности специалистов помогающих профессий и людей, деятельность которых предполагает большое количество межличностных контактов;
  • в силовых структурах: для осуществления отбора командного состава, подбора эффективных следственных работников;
  • в профориентации — помощь в выборе профессии, прогноз успешности деятельности в выбранной сфере;
  • в тренинге специалистов: в качестве дидактического материала на практических занятиях в группах.

Методика исследования социального интеллекта занимает промежуточное место между тестами общего интеллекта и тестами личности. Российская адаптация теста Гилфорда-О'Салливен была проведена Е.С. Михайловой (Алешиной).

-6

Методика исследования социального интеллекта включает 4 субтеста:

· «Истории с завершением»: измеряет фактор познания результатов поведения, то есть способность понимать связь между поведением и его последствиями, способность предвосхищать дальнейшие поступки людей на основе анализа реальных ситуаций общения (семейного, делового, дружеского), предсказывать события, основываясь на понимании чувств, мыслей, намерений участников коммуникации.

· «Группы экспрессии»: измеряет фактор познания классов поведения, а именно способность к логическому обобщению, выделению общих существенных признаков в различных невербальных реакциях человека. То есть, способность оценивать состояния, чувства, намерения людей по их невербальным проявлениям: мимике, позам, жестам.

· «Вербальная экспрессия»: измеряет фактор познания преобразований поведения, а именно, способность понимать изменение значения сходных вербальных реакций человека в зависимости от контекста вызвавшей их ситуации. То есть, степень чувствительности к характеру и оттенкам человеческих взаимоотношений, понимания того, что люди говорят друг другу (речевой экспрессии) в контексте определенной ситуации, определенных взаимоотношений.

· «Истории с дополнением»: измеряет фактор познания систем поведения, то есть способность понимать логику развития ситуаций взаимодействия, значения поведения людей в этих ситуациях. Успешное выполнение субтеста предполагает способность адекватно отражать цели, намерения, потребности и внутренние мотивы участников коммуникации, предсказывать последствия их поведения.

-7

Стимульный материал представляет собой набор из четырех тестовых тетрадей. Каждый субтест содержит 12-15 заданий. Время проведения субтестов ограничено. Тестирование проводится в бланковом формате при помощи специальных ключей, полученные результаты можно обработать с помощью компьютерной программы, входящей в состав методики. Перевод «сырых» оценок в стандартную шкалу дает возможность сравнивать степень выраженности отдельных способностей к познанию поведения (социального интеллекта) у конкретного испытуемого (индивидуальная диагностика с построением профиля социального интеллекта), а также сравнивать уровень развития способностей к познанию поведения у разных людей (интериндивидуальная дифференциальная диагностика). Компьютерная программа содержит краткую тестовую интерпретацию результатов. Необходимо помнить, что успешность выполнения теста положительно коррелирует со скоростью мышления, образовательным уровнем обследуемого и не зависит от его пола.

К несомненным достоинствам методики относятся:

· Оперативность, легкость и экономичность процедуры проведения.

· Качественный, вызывающий интерес обследуемых стимульный материал, допускающий также дидактическое использование на семинарах и практических занятиях по психологии общения, при проведении групп социально-психологического тренинга.

· Наличие стандартных нормативов.

· Высокие психометрические характеристики (надежность, валидность).

· Широкая сфера применения.

· Возможность использования в широком возрастном диапазоне, начиная с 9 лет.

Подробнее о тесте Гилфорда от Компании Иматон

-8