Пятый крестовый поход (1217-1221 гг. н.э.) был созван папой Иннокентием III (годы правления 1198-1216 гг. н.э.) с целью, как и предыдущие крестовые походы, вернуть Иерусалим из-под контроля мусульман. Только на этот раз стратегия заключалась в том, чтобы в первую очередь ослабить врага, напав на удерживаемые мусульманами города в Северной Африке и Египта. Идея в том, что Египет будет более легкой целью, чем Иерусалим, оказалась ошибочной, и кампания снова не увенчалась успехом. Хотя армия крестоносцев и завоевала Дамиетту (портовый город в Египте), позже она столкнулась с недопониманием и конфликтами между её командующими и отсутствием достаточного количества людей, кораблей и снабжения. Потерпев поражение на берегах Нила, крестоносцы не добившись почти никаких результатов, вернулись домой.
Предыдущий, Четвертый крестовый поход (1202-1204 гг. н. э.), был так же созван Папой Иннокентием III для возвращения Иерусалима. Но вместо этого, крестоносцы разграбили Константинополь, а византийские территории были разделены между Венецией и ее союзниками. Цель подчинения Иерусалима христианскому правлению по-прежнему оставалась важной целью церкви, и поэтому еще один крестовый поход, ныне известный как Пятый крестовый поход, был снова созван папой Иннокентием III. Ричард I Английский, во время Третьего крестового похода (1189-1192 гг. н.э.) продвигал идею нападения на мусульманские государства не через их замки и городские крепости в Леванте, а через менее защищенную империю Айюбидов, в Египте. Теперь эта стратегия будет принята в надежде на то, что если Египет все-таки падет, то Иерусалим, без возможности подкрепления и припасов, так же падет.
Династия Айюбидов была основана султаном Саладином (годы правления 1174-1193 гг. н. э.) и правила Египтом до его завоевания мамлюками в 1250 г. н. э. Во время Пятого крестового похода султаном Египта был Аль-Адиль I Сайф ад-Дин (годы правления 1200–1218 гг. н. э.), брат покойного Саладина. В то время как между латино-восточными государствами (так назывались государства крестоносцев на Ближнем Востоке) и Айюбидами существовало негласное перемирие, а недавнее укрепление последними горы Фавор в Галилее, угрожало удерживаемой крестоносцами Акко и прилегающей территории. Это был ход, который Иннокентий III использовал как искру, чтобы разжечь пламя религиозного рвения среди лидеров Западной Европы.
Впервые в преддверии Пятого крестового похода, проповедь и метод вербовки добровольцев была организована по географическим областям. Существовали даже пособия с образцовыми проповедями, предназначенные для того, чтобы лучше подогреть пыл и энтузиазм в этом походе. Фактически Папа Иннокентий III расширил для этого похода призыв всех мужчин, имеющих боевые навыки, а тех кто не имел военного опыта, принуждали так же исполнить свой долг и пожертвовать средства на эту компанию. Дворяне и рыцари, обладающие военными навыками и средствами для этой компании, призывались первыми.
Папа пообещал, что те, кто пожертвовал, но не поехал, все равно получат прощение своих грехов. Вдобавок, как это уже было принято, на духовенство был так же наложен налог, чтобы помочь оплатить этот крестовый поход. Помимо религиозных убеждений, перспектива приключений, финансовая выгода от военных трофеев и повышение социального статуса за счет приобретения новых почестей и титулов были дополнительными мотивами. Кампания по вербовке была очень успешной, особенно в Германии, Великобритании, Италии, Венгрии и Нидерландах. 16 июля 1216 г. н.э., умер папа Иннокентий III так и не успев увидеть начало его крестового похода, но его преемник, папа Гонорий III (годы правления 1216–1227 н.э.), несмотря на его смерть, продолжил начатое.
Первоначальным лидером этого Крестового похода, должен был стать король Германии и будущий император Священной Римской империи, Фридрих II (годы правления 1220-1250 н.э.), но к сожалению, Фридрих не смог выступить из-за его внутренних политических проблем в его собственной империи и постоянно продолжающихся споров с папством из-за его желания контролировать как немецкие земли, так и Сицилию, чего Папа так хотел избежать.
Египет и Дамиетта
В мае 1218 года армия крестоносцев высадилась в Египте, к западу от города Дамиетта. План состоял в том, чтобы захватить город с населением около 60 000 человек, а затем пройти вдоль Нила в сторону Каира, находящегося от него на расстоянии около 160 км. Армия крестоносцев, насчитывающая около 30000 человек состояла из рыцарей-крестоносцев из Европы, а также баронов с латинского Востока и рыцарей из трех основных военных орденов: рыцарей-госпитальеров, рыцарей-тамплиеров и тевтонских рыцарей. Армию на поле боя возглавлял Иоанн Бриенский, король Иерусалимского королевства (годы правления 1210–1225 гг. н.э.). Отсутствие четкого руководства и решительной стратегии стали одной и серьезных проблем Пятого крестового похода.
Человеком, которому было поручено руководить мусульманской армией и защищать Египет, был аль-Камиль, сын султана и его приемник с августа 1218 г. н.э. Город Дамиетта, который был первой целью этого крестового похода, имел три кольца защиты из грозных крепостных стен. Между первой и второй стенами был ров и 28 башен, встроенных в последнюю. Это был очень хорошо укрепленный город, но крестоносцы хорошо понимали, что взяв его, они бы получили "ключ" ко всему Египту. Армия крестоносцев разбила лагерь на дальнем берегу реки, за пределами города и первым их серьезным препятствием была огромная цепь, которая висела между городскими стенами и блокировала доступ к городской гавани. Именно поэтому крестоносцы несколько месяцев пытались атаковать цепную башню высотой 21 метр, где находился гарнизон из 300 человек, который можно было легко пополнять благодаря мосту, построенному из лодок и соединяющего башню с Дамиеттой. Только когда на двух связанных вместе кораблях была построена осадная башня, крестоносцам удалось захватить ее и таким образом опустить цепь. Однако взять цепную башню было не то же самое, что взять Дамиетту, а этот город все еще держался. Существовала также скрытая угроза со стороны аль-Камиля, который вместе со своей огромной армией держал позицию на восточном берегу Нила. 29 ноября 1218 г. н.э., возник сильный шторм, с проливными дождями, который привел к выходу вод Нила из берегов, это в свою очередь привело к затоплению лагеря, где расположились крестоносцы. Возникла огромная проблема со снабжением армии крестоносцев и плюс ко всему этому многие крестоносцы заболели цингой. На этом фоне положение обороняющийся Дамиетты было куда лучше.
Всю зиму, весну и лето 1219 г. н.э., обе стороны находились в противостоянии. Крестоносцы в свое время хорошо укрепили свои позиции, чтобы обезопасить их от нападения мусульман, но сил для полномасштабного штурма города или атаки сил аль-Камиля у них уже не было. Некоторые контингенты крестоносцев вернулись домой, а те, что остались, надеялись, что чаша весов склонится в их сторону, когда Фридрих II прибудет, как и было обещано, со своей большой армией.
Когда пришло известие о том, что Фридрих не приедет до следующего года, крестоносцы были воодушевлены прибытием другой фигуры - Франциска Ассизского, который безуспешно пытался убедить мусульман в том, что Бог определенно не на их стороне. Осенью 1219 г. н.э., низкий, чем обычно уровень Нила в этом году привел к снижению урожая, и теперь голод был печальной реальностью для обеих сторон.
Учитывая неблагоприятно сложившеюся ситуацию, а так же опасения аль-Камиля по поводу прибытия большей армии крестоносцев, он предложил крестоносцам мирные переговоры, согласно которым он сохранит за собой Дамиетту, а взамен отдаст им контроль над Иерусалимом. Несмотря на свое религиозное значение для обеих сторон, Священный город имел очень ограниченную экономическую или даже стратегическую ценность, и Айюбиды долгое время пренебрегали этим. Так же крестоносцам будут переданы части Палестины, что доказывает то, что для аль-Камиля было гораздо важнее сохранение его обширной империи, особенно богатых земель Египта и Сирии, чем удержание Иерусалима.
Учитывая то, что изначальной целью крестового похода был захват Египта, а уже потом захват Иерусалима, Иоанн Бриеннский и тевтонские рыцари были готовы принять его предложение, но тамплиеры, рыцари-госпитальеры, венецианцы и самый высокопоставленный религиозный лидер, кардинал Пелагий его отвергли. Таким образом предложение аль-Камиля о мирных переговорах в целом было отвергнуто. Крестоносцы были обеспокоены тем, что без жизненно важных крепостей Керак и Монреаль, которые предлагал аль-Камиль, будет трудно удержать свои позиции, если последует война с Айюбидами. Прибытие Фридриха наверняка бы означало победу жителей Запада, и тогда бы они смогли захватить всё, что планировали, включая Египет.
Когда его мирное предложение было отклонено, аль-Камиль вскоре перешел в наступление и напал на лагерь крестоносцев, но его атака была отбита. В ноябре 1219 г. н.э. крестоносцы напали на Дамиетту, и после прорыва разрушенной башни скудная оборона города была прорвана. Проникнув в город, крестоносцы были потрясены увиденным там. Город был буквально усыпан трупами его защитников, а те, кто еще остался жив, страдали от истощения и болезней.
Взятие Дамиетты, было пока единственным серьезным военным успехом кампании крестоносцев. Воспользовавшись нерешительностью крестоносцев относительно того, что делать дальше, аль-Камиль двинул свою армию на юг. Тем временем крестоносцы все ещё спорили о том, кто должен будет владеть этим городом. Представители Папы хотели оставить его для Фридриха, в то время как Иоанн Бриенский хотел его оставить для себя, и для этого стал даже чеканить монеты. В конце концов, был достигнут компромисс и город был оставлен Фридриху. Еще более серьезными и долгими были дебаты о следующей цели этой кампании. Предлагалось идти вперед и взять Каир или использовать Дамиетту в качестве козыря для завоевания новых территории в Палестине, включая Иерусалим. В итоге крестоносцам понадобилось полтора года и прибытие войск из Германии под командованием Людвига Баварского, чтобы решиться хоть на какое-то действие.
Тем временем аль-Камиль смог воспользоваться нерешительностью противника, чтобы укрепить свой лагерь в Эль-Мансуре и заручиться поддержкой своих союзников в Сирии и Месопотамии. В июле 1221 г. н.э., крестоносцы пошли в атаку на укрепленный лагерь в Эль-Мансуре. Однако аль-Камиль грамотно выбрал место для обороны, а ежегодное повышение уровня реки Нил, играло для него решающую роль.
Хитрый аль-Камиль, с нетерпением ожидавший армии поддержки и приближающегося наводнения, выбрал подходящий момент для того, чтобы предложить врагу новое перемирие и тем самым выиграть время. Однако крестоносцы его перемирие отклонили и в августе 1221 г. н.э., двинулись, чтобы атаковать укрепленный лагерь аль-Камиля. Мусульманский лидер позволил им беспрепятственно двигаться вперед, а затем потопил четыре корабля позади армии крестоносцев для того, чтобы отрезать им пути отхода. Тем временем мусульманские армии прибыли с севера и, заняв позиции на северо-востоке, заблокировали любое отступление крестоносцев по суше. Именно в этот момент воды Нила начали подниматься и когда ещё аль-Камиль в окрестных полях открыл шлюзовые ворота, вся местность была затоплена водами Нила. 28 августа 1221 года армии крестоносцев не оставалось ничего другого, как заключить перемирие и сдаться в плен. Аль-Камиль вернул Дамиетту и всех пленных мусульман. Армия крестоносцев тоже смогла беспрепятственно вернуться домой. Таким образом, несмотря на все деньги, усилия, планирование и рвение, пятый по счету крестовый поход был снова провален.
После Пятого крестового похода было много споров и обвинений в том, кто именно виноват в провале этой компании. Тем не менее, решение Запада атаковать Египет, а не Иерусалим, серьезно обеспокоило Айюбидов относительно того, что может произойти, если еще более сильная армия крестоносцев предпримет вторую попытку захвата Египта. Эта угроза вполне могла облегчить переговоры Шестого крестового похода (1228–1229 гг. н. э.), возглавляемого Фридрихом II, императором Священной Римской империи, который в сентябре 1228 г. н.э., наконец-то таки прибыл на Ближний Восток и вмешался в военную компанию крестоносцев и по иронии судьбы, вернул контроль над Иерусалимом не военным путем, а при помощи дипломатии.