В рабочем листе содержатся основная теория, упражнения для закрепления, а также материал для подготовки к заданию 2 ОГЭ.
Теория
Сказуемое — главный член предложения, обозначающий действие, состояние или признак предмета, названного подлежащим.
Сказуемое отвечает на вопросы: что делает предмет? какой (каков) он? что это такое? кто это такой?
У сказуемого есть два значения — лексическое и грамматическое:
- лексическое - что говорится о подлежащем (смысл);
- грамматическое - форма наклонения, времени, числа, лица, рода.
Простое глагольное сказуемое
В простом глагольном сказуемом оба значения заключены в одном глаголе (сочетании слов).
Способы выражения ПГС
1. Одним словом:
1) Глаголом в форме одного из наклонений:
Брат читал книгу. (Изъяв. накл.)
Брат прочитал бы книгу. (Условное накл.)
Брат, прочитай книгу. (Повелит. накл.)
2) Глагольным междометием:
Он бряк со стула.
3) Инфинитивом:
Как заиграла музыка, так он сразу плясать.
2. Сочетанием слов:
1) Сложным будущим временем:
Мы будем учиться в школе.
2) Повторением глагольной формы:
Он всё читает и читает.
3) Повторением глагольной формы с частицей ТАК:
Он сказал так сказал.
4) Повторением глагола в разных формах или однокоренных глаголов:
Читать не читаешь, а книгу в библиотеку не сдаёшь.
Мы ждём не дождёмся гостей.
5) Смысловым глаголом с вспомогательной глагольной формой: Он возьми да согласись.
6) Двумя глаголами в одинаковой форме (один — для обозначения действия, другой — цели этого действия): Пойду прогуляюсь по берегу.
7) Глаголом с частицами ТАК, БЫЛО, ЗНАЙ СЕБЕ:
Я собрался было в поездку, да все билеты уже раскупили.
8. Фразеологизмом — нечленимым сочетанием, которое нельзя разделить на действие и объект и можно заменить одним словом: принять участие, прийти в себя, впасть в ярость, забить тревогу, иметь возможность, иметь намерение, иметь обыкновение, иметь право, изъявить желание, гореть желанием, приобрести привычку, счесть необходимым и т.п.
Я сгорел со стыда за свой поступок (= стыдился).
Он вышел из себя (= разозлился).
Упражнения
Упражнение 1
В каком предложении из пары сказуемое(ые) выделено(ы) верно?
1. Я взял себя в руки и остался на месте.
Он украсил себя стружками и взял в руки бубен.
2. Вдруг вперёд нас бросилось испуганное звуками стадо.
Мне бросилось в глаза старое тряпьё в углу прихожей.
3. Ты упустил из виду самое главное.
Я не удержал в руках птичку и упустил её.
4. Мой спутник словно сквозь землю провалился.
Зверь провалился в яму, вырытую охотниками.
Упражнение 2
Подчеркните сказуемые.
1. С завтрашнего дня вы будете гулять по утрам.
2. Пусть каждый узнает об этой новости.
3. Люди пахать, а мы руками махать.
4. Наша команда открыла счёт в соревнованиях.
5. Эта мысль привела её в ужас.
6. Он выходит из себя по любому поводу.
7. Растревоженный охотниками, лев впал в ярость.
8. Дети приняли участие в выставке художественного творчества.
9. Я буду иметь в виду ваше предложение о сотрудничестве.
10. На кону стояла жизнь человека.
Упражнение 3
Выделите грамматическую основу в каждом предложении.
1. Всё утро я ловлю рыбу.
2. Во всех звуках есть что-то вечернее.
3. Старуха бросилась было за сыном.
4. Вот я возьму и уйду из дома!
5. Его слова задели меня за живое.
6. Я пойду позову маму.
7. А ты и плакать сейчас же.
8. Брат вступился было за меня.
9. Ещё я долго буду петь.
10. Ваша ложь стоит у меня поперек горла.
11. Первые недели плавания принесли разочарование.
12. Малыш прыг с крыльца и убежал.
13. Пускай он оставит письмо в почтовом ящике.
Упражнение 4
Составьте предложения, используя в качестве сказуемых данные нечленимые сочетания: принять участие, прийти в себя, впасть в ярость, забить тревогу, иметь право.
Готовимся к ОГЭ
Формулировка тестового задания 2
«Синтаксический анализ. Прочитайте текст.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов»
ИЛИ «Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов».
Задание 1
Синтаксический анализ. Прочитайте текст.
Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
(1)Закат тяжело пылает на кронах деревьев, золотит их старинной позолотой. (2)Последний луч солнца ещё касается их верхушек, а у подножия сосен уже темно и глухо. (3)Бесшумно летают и словно заглядывают в лицо летучие мыши. (4)На западе ещё тлеет зорька, в зарослях волчьих ягод кричит выпь. (5)Вот и озеро.
1. Закат пылает, золотит (предложение 1)
2. Луч солнца касается (предложение 2)
3. Мыши заглядывают (предложение 3)
4. Тлеет, кричит (предложение 4)
5. Озеро (предложение 5)
Задание 2
Синтаксический анализ. Прочитайте текст.
Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
(1)Часами он бродил после бури по берегу и спасал, кого ещё можно спасти. (2)Он радовался, видя, как рыба, брошенная в воду, уплывала, весело махнув хвостом. (3)Он радовался каждый раз, когда полууснувшие рыбы, плававшие в воде боком или брюшком, в конце концов оживали. (4)Подбирая на берегу большую рыбу, Ихтиандр нёс её к воде. (5)Рыба трепетала в его руках, а он смеялся и уговаривал её не биться и потерпеть ещё немного.
1. Он бродил (предложение 1)
2. Рыба уплывала (предложение 2)
3. Он радовался (предложение 3)
4. Ихтиандр нес её (предложение 4)
5. Он уговаривал не биться и потерпеть (предложение 5)
Задание 3
Синтаксический анализ. Прочитайте текст.
Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
(1)Мы разбрелись поодиночке и только перекликаемся друг с дружкой. (2)Понемногу корзины наполнились доверху, да и сами мы наелись досыта. (3)Однако обед все-таки нужен. (4)Маруся расстелила на траве сложенную вдвое газету, положила на нее хлеб, соль и яйца, сваренные вкрутую. (5) С аппетитом мы съели всё и растянулись на траве.
- Мы разбрелись (предложение 1)
- Мы наелись (предложение 2)
- Обед нужен (предложение 3)
- Маруся расстелила (предложение 4)
- Съели и растянулись (предложение 5)
Самостоятельная работа
Подчеркните грамматические основы в каждом предложении.
(1)Рельеф Земли – это сочетание разнообразных неровностей поверхности, как больших, так и маленьких, возникших в результате деятельности внешних и внутренних сил. (2)Важную роль в его образовании играют тектонические движения, сила тяжести, плотность и состав горных пород, деятельность вулканов и текучих вод. (3)Грозные силы природы, приводя в движение прочнейшие скальные массивы, как разрушают их до основания, так и создают новые горы, впадины, ущелья и долины. (4)А на дне океанов возникают огромные равнины, которые со временем покрываются илом и крупными обломками. (5)Происходит это довольно медленно, и всей человеческой жизни не хватит, чтобы заметить изменения поверхности; она как будто дышит, то поднимаясь, то опускаясь, по ней пробегают волны, она лопается от возникших напряжений.
Файл для распечатки и ответы к заданиям вы можете скачать здесь.
Другие материалы и идеи для ваших уроков на канале "Учительская мастерская" и в группе ВК.