Найти в Дзене

Рабочий лист по теме "Простое глагольное сказуемое"

Оглавление

В рабочем листе содержатся основная теория, упражнения для закрепления, а также материал для подготовки к заданию 2 ОГЭ.

Теория

Сказуемое — главный член предложения, обозначающий действие, состояние или признак предмета, названного подлежащим.

Сказуемое отвечает на вопросы: что делает предмет? какой (каков) он? что это такое? кто это такой?

У сказуемого есть два значения — лексическое и грамматическое:

  • лексическое - что говорится о подлежащем (смысл);
  • грамматическое - форма наклонения, времени, числа, лица, рода.

Простое глагольное сказуемое

В простом глагольном сказуемом оба значения заключены в одном глаголе (сочетании слов).

Способы выражения ПГС

1. Одним словом:

1) Глаголом в форме одного из наклонений:

Брат читал книгу. (Изъяв. накл.)

Брат прочитал бы книгу. (Условное накл.)

Брат, прочитай книгу. (Повелит. накл.)

2) Глагольным междометием:

Он бряк со стула.

3) Инфинитивом:

Как заиграла музыка, так он сразу плясать.

2. Сочетанием слов:

1) Сложным будущим временем:

Мы будем учиться в школе.

2) Повторением глагольной формы:

Он всё читает и читает.

3) Повторением глагольной формы с частицей ТАК:

Он сказал так сказал.

4) Повторением глагола в разных формах или однокоренных глаголов:

Читать не читаешь, а книгу в библиотеку не сдаёшь.

Мы ждём не дождёмся гостей.

5) Смысловым глаголом с вспомогательной глагольной формой: Он возьми да согласись.

6) Двумя глаголами в одинаковой форме (один — для обозначения действия, другой — цели этого действия): Пойду прогуляюсь по берегу.

7) Глаголом с частицами ТАК, БЫЛО, ЗНАЙ СЕБЕ:

Я собрался было в поездку, да все билеты уже раскупили.

8. Фразеологизмом — нечленимым сочетанием, которое нельзя разделить на действие и объект и можно заменить одним словом: принять участие, прийти в себя, впасть в ярость, забить тревогу, иметь возможность, иметь намерение, иметь обыкновение, иметь право, изъявить желание, гореть желанием, приобрести привычку, счесть необходимым и т.п.

Я сгорел со стыда за свой поступок (= стыдился).

Он вышел из себя (= разозлился).

Упражнения

Упражнение 1

В каком предложении из пары сказуемое(ые) выделено(ы) верно?

1. Я взял себя в руки и остался на месте.

Он украсил себя стружками и взял в руки бубен.

2. Вдруг вперёд нас бросилось испуганное звуками стадо.

Мне бросилось в глаза старое тряпьё в углу прихожей.

3. Ты упустил из виду самое главное.

Я не удержал в руках птичку и упустил её.

4. Мой спутник словно сквозь землю провалился.

Зверь провалился в яму, вырытую охотниками.

Упражнение 2

Подчеркните сказуемые.

1. С завтрашнего дня вы будете гулять по утрам.

2. Пусть каждый узнает об этой новости.

3. Люди пахать, а мы руками махать.

4. Наша команда открыла счёт в соревнованиях.

5. Эта мысль привела её в ужас.

6. Он выходит из себя по любому поводу.

7. Растревоженный охотниками, лев впал в ярость.

8. Дети приняли участие в выставке художественного творчества.

9. Я буду иметь в виду ваше предложение о сотрудничестве.

10. На кону стояла жизнь человека.

Упражнение 3

Выделите грамматическую основу в каждом предложении.

1. Всё утро я ловлю рыбу.

2. Во всех звуках есть что-то вечернее.

3. Старуха бросилась было за сыном.

4. Вот я возьму и уйду из дома!

5. Его слова задели меня за живое.

6. Я пойду позову маму.

7. А ты и плакать сейчас же.

8. Брат вступился было за меня.

9. Ещё я долго буду петь.

10. Ваша ложь стоит у меня поперек горла.

11. Первые недели плавания принесли разочарование.

12. Малыш прыг с крыльца и убежал.

13. Пускай он оставит письмо в почтовом ящике.

Упражнение 4

Составьте предложения, используя в качестве сказуемых данные нечленимые сочетания: принять участие, прийти в себя, впасть в ярость, забить тревогу, иметь право.

Готовимся к ОГЭ

Формулировка тестового задания 2

«Синтаксический анализ. Прочитайте текст.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов»

ИЛИ «Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов».

Задание 1

Синтаксический анализ. Прочитайте текст.

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

(1)Закат тяжело пылает на кронах деревьев, золотит их старинной позолотой. (2)Последний луч солнца ещё касается их верхушек, а у подножия сосен уже темно и глухо. (3)Бесшумно летают и словно заглядывают в лицо летучие мыши. (4)На западе ещё тлеет зорька, в зарослях волчьих ягод кричит выпь. (5)Вот и озеро.

1. Закат пылает, золотит (предложение 1)

2. Луч солнца касается (предложение 2)

3. Мыши заглядывают (предложение 3)

4. Тлеет, кричит (предложение 4)

5. Озеро (предложение 5)

Задание 2

Синтаксический анализ. Прочитайте текст.

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

(1)Часами он бродил после бури по берегу и спасал, кого ещё можно спасти. (2)Он радовался, видя, как рыба, брошенная в воду, уплывала, весело махнув хвостом. (3)Он радовался каждый раз, когда полууснувшие рыбы, плававшие в воде боком или брюшком, в конце концов оживали. (4)Подбирая на берегу большую рыбу, Ихтиандр нёс её к воде. (5)Рыба трепетала в его руках, а он смеялся и уговаривал её не биться и потерпеть ещё немного.

1. Он бродил (предложение 1)

2. Рыба уплывала (предложение 2)

3. Он радовался (предложение 3)

4. Ихтиандр нес её (предложение 4)

5. Он уговаривал не биться и потерпеть (предложение 5)

Задание 3

Синтаксический анализ. Прочитайте текст.

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

(1)Мы разбрелись поодиночке и только перекликаемся друг с дружкой. (2)Понемногу корзины наполнились доверху, да и сами мы наелись досыта. (3)Однако обед все-таки нужен. (4)Маруся расстелила на траве сложенную вдвое газету, положила на нее хлеб, соль и яйца, сваренные вкрутую. (5) С аппетитом мы съели всё и растянулись на траве.

  1. Мы разбрелись (предложение 1)
  2. Мы наелись (предложение 2)
  3. Обед нужен (предложение 3)
  4. Маруся расстелила (предложение 4)
  5. Съели и растянулись (предложение 5)

Самостоятельная работа

Подчеркните грамматические основы в каждом предложении.

(1)Рельеф Земли – это сочетание разнообразных неровностей поверхности, как больших, так и маленьких, возникших в результате деятельности внешних и внутренних сил. (2)Важную роль в его образовании играют тектонические движения, сила тяжести, плотность и состав горных пород, деятельность вулканов и текучих вод. (3)Грозные силы природы, приводя в движение прочнейшие скальные массивы, как разрушают их до основания, так и создают новые горы, впадины, ущелья и долины. (4)А на дне океанов возникают огромные равнины, которые со временем покрываются илом и крупными обломками. (5)Происходит это довольно медленно, и всей человеческой жизни не хватит, чтобы заметить изменения поверхности; она как будто дышит, то поднимаясь, то опускаясь, по ней пробегают волны, она лопается от возникших напряжений.

Файл для распечатки и ответы к заданиям вы можете скачать здесь.

Другие материалы и идеи для ваших уроков на канале "Учительская мастерская" и в группе ВК.