Найти тему
@uspeh_rebenka

Как от детской инфантильности перейти к сознательной личности

    Мы уже обсудили, что любое воспитание ребенка начинается с понимания того, что он не зрелый. То есть, что он/она часто не готов/а справляться с теми задачами, которые мы от них ожидаем. 

         Например, грамотное управление экранным временем. Это целый набор навыков, которые личность должна освоить, чтобы придти к этому результату. Мы же требуем всего здесь и сейчас. А результатов нет. Но мы накажем, заставим, принудим, окажем давление, поставим перед выбором. Арсенал насильственного воспитание очень широкий, но он не учит самому главному - осознанию: “А нафига мне это делать??”

       То есть в большинстве своем воспитательная система сводится к двум стратегиям - насилие и фрустрация (унижение). 

      Результаты плачевны - безконечные поведенческие проблемы, особенно в подростковом возрасте, эмоциональная дисрегуляция.

            Добавим в этот базовый пакет современного родителя еще один вариант того, как влиять на поведение. 

            Возьмем типичную проблему. Он/она сидит в телефоне. Второй, третий, пятый час. 

    Чтобы справится со своим реакционным воспитателем, достаточно усвоить, что сын/дочь нуждается в помощи и обучении. Можно, конечно, просто проораться, но результат будет малоэффективный, даже отрицательный.

       Учите своего ребенка пониманию причинно-следственных связей. И любую возникающую в поведении проблему вассматривайте с этой плоскости. 

            Как вариант: 

  1. Многочастовая тусовка в телефоне - мало времени и сил на выполнение домашней работы - усиление вероятности получить низкий балл; 
  2. Полное отсутствие мотивации к обучению - вылет из школы - попытки найти место в другой - новый коллектив, в котором нужно будет адаптироваться - есть риск не получить диплом и остаться без образования;
  3. Ежедневные усилия в обучении - диплом - возможность обучаться в высшем учебном заведении - престижная работа 
  4. Можно серьезней: нарушение закона - суд - следствие - приговор. 

        Мало кто из детей хочет себе негативное будущее. Просто события часто происходят от неспособности как то собой управлять и понимать  эти причинно-следственные связи. 

    Цель в том, чтобы учить видеть последствия своих микроошибок, не выхватывая ответственность за маленькие косяки. И учить аналитической способности,  наблюдательности, чтобы понять к чему это может привести. Мы же и в домашку впряжёмся, и рюкзак проверим, и что то более серьезное загладим. 

     Тем самым подкрепим понимание того, что парится особо не стоит.  Если что - спасут.

     Процесс тусовки в телефоне должен трансформироваться в постепенное обдумывание сценария завтрашнего дня. “Приду в школу, сдам тетрадь, получу двойку. Нет, лучше пойду делать.” Перебрав возможную цепочку событий будущего, мы совершаем более сознательный выбор здесь и сейчас. Надо добавить, что кора головного мозга развивается постепенно. Но взросление идёт именно от постоянной стимуляции этих зон.  

            Не такая и большая проблема, если ты вляпался в каку и на ботинке оказалась куча дер.ма. Хуже, когда ни родители, ни сам ребенок не замечают, что оно прилипло так,  что влияет на результаты по всем сферам жизни. 

          И тогда приходит осознание -  только я сам способен увидеть многообразие путей, которые можно выбирать.  А также  понимание - ответственность за этот выбор только на мне. И, если я наступаю на каку, моя задача быстро ее отмыть (скорректировать действия). 

       То есть исправить свое поведение, не потому что маме/папе это нужно и они давят  наказанием или мотивируют новым смартфоном. 

      А из внутреннего осознания - мои действия сейчас формируют будущее. 

       Во многих семьях этот механизм созревания не сформирован к подростковому возрасту. Чтобы предпринимать усилия, нужно понимать суть действий -  зачем это делать, а главное, что и почему делать не надо, хотя очень хочется? Все подростки балуются алкоголем, но не все запарывают жизнь и становятся алкозависимыми.  

       Способность к анализу дает возможность принимать волевые решения, чтобы идти к своим целям, а не болтаться как флюгер под властью сиюминутных удовольствий.