Мы уже обсудили, что любое воспитание ребенка начинается с понимания того, что он не зрелый. То есть, что он/она часто не готов/а справляться с теми задачами, которые мы от них ожидаем.
Например, грамотное управление экранным временем. Это целый набор навыков, которые личность должна освоить, чтобы придти к этому результату. Мы же требуем всего здесь и сейчас. А результатов нет. Но мы накажем, заставим, принудим, окажем давление, поставим перед выбором. Арсенал насильственного воспитание очень широкий, но он не учит самому главному - осознанию: “А нафига мне это делать??”
То есть в большинстве своем воспитательная система сводится к двум стратегиям - насилие и фрустрация (унижение).
Результаты плачевны - безконечные поведенческие проблемы, особенно в подростковом возрасте, эмоциональная дисрегуляция.
Добавим в этот базовый пакет современного родителя еще один вариант того, как влиять на поведение.
Возьмем типичную проблему. Он/она сидит в телефоне. Второй, третий, пятый час.
Чтобы справится со своим реакционным воспитателем, достаточно усвоить, что сын/дочь нуждается в помощи и обучении. Можно, конечно, просто проораться, но результат будет малоэффективный, даже отрицательный.
Учите своего ребенка пониманию причинно-следственных связей. И любую возникающую в поведении проблему вассматривайте с этой плоскости.
Как вариант:
- Многочастовая тусовка в телефоне - мало времени и сил на выполнение домашней работы - усиление вероятности получить низкий балл;
- Полное отсутствие мотивации к обучению - вылет из школы - попытки найти место в другой - новый коллектив, в котором нужно будет адаптироваться - есть риск не получить диплом и остаться без образования;
- Ежедневные усилия в обучении - диплом - возможность обучаться в высшем учебном заведении - престижная работа
- Можно серьезней: нарушение закона - суд - следствие - приговор.
Мало кто из детей хочет себе негативное будущее. Просто события часто происходят от неспособности как то собой управлять и понимать эти причинно-следственные связи.
Цель в том, чтобы учить видеть последствия своих микроошибок, не выхватывая ответственность за маленькие косяки. И учить аналитической способности, наблюдательности, чтобы понять к чему это может привести. Мы же и в домашку впряжёмся, и рюкзак проверим, и что то более серьезное загладим.
Тем самым подкрепим понимание того, что парится особо не стоит. Если что - спасут.
Процесс тусовки в телефоне должен трансформироваться в постепенное обдумывание сценария завтрашнего дня. “Приду в школу, сдам тетрадь, получу двойку. Нет, лучше пойду делать.” Перебрав возможную цепочку событий будущего, мы совершаем более сознательный выбор здесь и сейчас. Надо добавить, что кора головного мозга развивается постепенно. Но взросление идёт именно от постоянной стимуляции этих зон.
Не такая и большая проблема, если ты вляпался в каку и на ботинке оказалась куча дер.ма. Хуже, когда ни родители, ни сам ребенок не замечают, что оно прилипло так, что влияет на результаты по всем сферам жизни.
И тогда приходит осознание - только я сам способен увидеть многообразие путей, которые можно выбирать. А также понимание - ответственность за этот выбор только на мне. И, если я наступаю на каку, моя задача быстро ее отмыть (скорректировать действия).
То есть исправить свое поведение, не потому что маме/папе это нужно и они давят наказанием или мотивируют новым смартфоном.
А из внутреннего осознания - мои действия сейчас формируют будущее.
Во многих семьях этот механизм созревания не сформирован к подростковому возрасту. Чтобы предпринимать усилия, нужно понимать суть действий - зачем это делать, а главное, что и почему делать не надо, хотя очень хочется? Все подростки балуются алкоголем, но не все запарывают жизнь и становятся алкозависимыми.
Способность к анализу дает возможность принимать волевые решения, чтобы идти к своим целям, а не болтаться как флюгер под властью сиюминутных удовольствий.