Найти в Дзене
Валерий Грачиков

На чем прабабушки больше любили путешествовать: «на перекладных» или «на почтовых»

Даже сейчас, в XXI веке, когда уже давно никто не путешествует на лошадях на дальние расстояния, а в лучшем случае катается на них за небольшую денежку на экскурсии, мы порой используем те же самые слова, которыми пользовались наши прабабушки. Например, говорим, что поедем «на перекладных», потому что удобного прямого рейса нет и надо ехать с пересадкой.

А что это такое вообще за поездка «на перекладных» и как вообще было ездить удобнее всего?

Понятно, что лучше всего ездилось дворянам в генеральских чинах, желательно в самых высоких. Причем не просто генералам, а состоятельным. Потому что у них имелось право выезжать на шестерке лошадей. То есть можно было запрячь карету, обеспечивающую максимальный комфорт, ведь шестерка лошадей много чего увезет.

Правда, стоила такая карета огромных денег, да и сами лошади для такого выезда тоже были не всем по карману. Пушкин, к примеру, обзавелся таки собственной каретой незадолго до своей последней дуэли. Заплатил он за нее огромную сумму в 4000 рублей. То есть своя карета была далеко не всем по карману.

Так вот в том случае, когда имелся свой «выезд», то есть карета, возок, коляска или сани в зависимости от времени года и, кроме того, имелось достаточное количество лошадей, то на дальние расстояния, например, из Петербурга в Москву ездили «на долгих».

-2

Что значит «на долгих»?

Это значит, что ехали в собственном экипаже, со своими лошадьми, кучером и прочей обслугой. При этом, чтобы дать отдохнуть лошадям и заодно самим ноги размять и перекусить, делали долгие остановки на почтовых станциях по дороге. Останавливались на тех самых станциях, которыми заведовали станционные смотрители - те несчастные коллежские регистраторы XIV класса Табели о рангах, про судьбу которых так хорошо написал Александр Сергеевич в одной из «Повестей Белкина».

На «долгих» путешествовать было, конечно, удобно, но не быстро. И не всем доступно. Поэтому часто использовали два других варианта путешествия: "На перекладных" и "На почтовых".

Если ехали «на перекладных», то пользовались казенными почтовыми лошадьми и такими же почтовыми колясками или санями. Теми самыми, которыми и заведовали станционные смотрители. И которые от них требовали прямо здесь и сейчас буквально все, кто проезжали через станцию. При езде «на перекладных», приехав на сменную станцию, вы перекладывали свой багаж с одной коляски на другую. И потом ехали дальше на другой коляске, с другими лошадьми и ямщиком. А старый возвращался назад, после того как отдохнет. Поэтому и "на перекладных".

-3

Ехать «на перекладных» было не совсем удобно, так как постоянно перекладывать громоздкий багаж - удовольствие не самое приятное. Поэтому второй вариант, поездки - «На почтовых», смотрелся интереснее. Правда, для этого надо было располагать своим экипажем. В этом случае вы бы поехали в своей коляске или санях, но на почтовой станции, когда лошади уставали, меняли их на других. То есть, использовали свой экипаж, но казенных лошадей.

В результате такой комбинации доехать получалось быстрее, так как теоретически не требовалось ждать, когда отдохнут свои лошади: приехал на станцию, лошадей перепрягли и поехали дальше.

По факту, конечно, все зависело от того, в каких вы чинах, кто вы такой вообще и что значите в Российской империи. «На почтовых», к примеру, всегда ездил по России император Николай I. Понятное дело, его на станциях никто не задерживал и лошади для императора находились сразу. А вот какому-нибудь отставному поручику приходилось терпеливо ждать своей очереди и порой по много часов.

Что «на перекладных», «что на почтовых».