Найти в Дзене
Гуранка.ру

“Малыш и Карлсон”: 12 вопросов психологу о воображаемом друге у детей

Оглавление

Синдром Карлсона - так называется явление, когда у ребёнка появляется воображаемый друг. Да, мы все знаем эту историю про мальчика и человечка с пропеллером, который считается плодом фантазии Малыша. Оттого синдром так и назвали. Что же делать, если в вашем доме появился такой “Карлсон”? Разбиралась “Гуранка”.

“Видимо, он разрешает делать то, что запрещают родители”

Я - Аида, автор статьи. На написание этого материала меня подтолкнул мой собственный сын. Который недавно сказал, что Вспыш (один из его любимых мультперсонажей) тоже хочет составить нам компанию (во что-то мы играли или гуляли, не помню) и стал задавать ему вопросы. Ответы на них за Вспыша, как я поняла, ждали от меня.
Тут я и вспомнила про “синдром Карлсона” и подумала, не он ли это или же это просто игра, бурлящая фантазия? Как отличить, надо ли переживать и что вообще делать с воображаемыми друзьями? Я обратилась за ответами к психологу
Татьяне Кузьминой.

Фото: со страницы Татьяны Кузьминой во ВКонтакте
Фото: со страницы Татьяны Кузьминой во ВКонтакте

Татьяна, расскажите, как этот синдром проявляется, какие его симптомы?

У Наташи чудесные родители. Папа занят бизнесом и с утра до вечера на работе. А вечером, у него «еле-еле сил хватает, чтобы посмотреть телевизор..».

Мама у Наташи самая добрая и ласковая. Она доктор в детской поликлинике, весь день на работе, а вечером, она очень по-доброму и ласково весь вечер с кем-то разговаривает по телефону. Семья Наташи живет за городом, в Смоленке и после школы девочка полностью предоставлена себе и своему воображаемому другу из Аниме. С ним она рисует, гуляет в закрытом дворе, делится проблемами.

Воображаемый друг у ребенка - явление довольно распространенное. Считается, что синдром Карлсона (так называется эта детская особенность заводить воображаемого друга) до определенного возраста абсолютно нормальным явлением, обусловленным развитием творческих способностей и воображения у ребенка.

Как часто у детей проявляется этот синдром? Для детей какого возраста, пола, социального и семейного положения он наиболее характерен?

Если ребенку от 3 до 7 лет, то воображаемый друг - явление не такое уж редкое и нормальное. Дело в том, что в этом возрасте грань между реальным и вымышленным весьма относительна. И необычные существа, герои сказок или просто плоды детского воображения настолько же реалистичны как повседневная реальность, что уже не совсем понятно для взрослого.

Воображаемый друг появляется и у мальчиков, и у девочек, в самых различных семьях, хотя, конечно, общее у них есть.

То есть, появление этого синдрома в каком-то смысле норма? Или же это отклонение?

Повторюсь, такое явление считается абсолютно нормальным для детей в возрасте 3-7 лет. В этот период  фантазия начинает бурно развиваться. Но когда общение с придуманным другом затягивается, остается выяснить, зачем малышу нужен этот друг.

Фото: ЯндексКартинки
Фото: ЯндексКартинки

Если этот синдром на каком-то этапе норма, то когда он должен закончиться? И как понять, что он уже переходит в патологию, если переходит вообще?

Элемент глубокого проникновения фантазии в реальную жизнь должен заканчиваться до начальной школы. В школе меняется система общения со сверстниками, игровая деятельность переходит в учебную. Поэтому нужно уходить от воображаемых друзей к реальным.

Также надо разобраться с вопросом, почему ребенок так долго держится за свой вымышленный персонаж. Видимо, он разрешает делать то, что запрещают родители, компенсирует то, чего не дают родители. Это очень серьезный момент. Важно переключить ребенка с воображаемого на реальное общение. Вымышленного друга можно нарисовать, слепить и в игровой форме проводить по своим делам. А освободившуюся нишу заполнить своим вниманием и общением.

Если прощание с воображаемым другом не происходит к классу третьему, то это определенный индикатор недолюбленности ребенка. Это показатель, что у ребенка нет осознания того, что «я ценность», что «я кому-то нужен». Это компенсирует неурядицы, страхи, помогает ему справиться с комплексами, например, застенчивостью. Конечно, это не патология, но явное психологическое неблагополучие.

Каковы основные причины появления этого синдрома?

Самая частая причина — нехватка общения и родительского внимания. А такой Друг помогает скрасить серые будни, преодолеть неприятности. Часто от недостатка родительского внимания воображаемый друг, который есть в фантазиях многих малышей до 5 лет, переходит в, условно говоря, взрослую жизнь и занимает в ней довольно большое место.

“Да, вот такой у нас креативный ребенок”

Если ребенок иногда воображает, что на прогулке с ним идёт, к примеру, то один, то другой персонаж и при этом ребенок ждет, что откликаться, озвучивать этого друга будут родители - это тоже относится к этому синдрому или это другое?

Это ролевая игра, в которой ребенку хочется, чтобы родители тоже поучаствовали.

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ