Я уже писал о том, что западная пресса с завидной частотой глумится над тем, к какой катастрофе подвела себя Европа. Вот, к примеру, британский журнал The Spectator порассуждал на тему дальнейшей непростой судьбы европейской экономики. Быстрый коллапс, с которым столкнулась Великобритания, по их мнению – это просто ускоренная версия того, через что собирается пройти вся Европа.
После саботажа на "Северных потоках" пути назад больше нет. Европа больше не может физически импортировать российский газ. Поэтому цены останутся высокими до тех пор, пока они не смогут нарастить новые энергетические мощности. А на это уйдут годы.
Однако, как я сегодня уже писал, пока что европейцы увеличивают инвестиции только в ВИЭ. Тут я вижу три объяснения. Первое – рассчитывают проскочить "на авось", надеясь на хорошую погоду. Второе – активная работа "зелёного лобби", которое не для того вскармливали десятилетиями, чтобы оно так просто сдавалось. Ну и, наконец, сознательное вредительство глобалистских марионеток, специально поставленных для разрушения Европы как экономического центра силы. Вариант объяснения всё обыкновенной глупостью мне не очень нравится, потому как ну не могут они всё таки совсем не понимать элементарных вещей. Ещё есть версия о поголовном безумии европейцев в целом, но я не психиатр, комментировать такое сложно.
Итак, что из этого может получиться? Во-первых, высокие цены на энергоносители сделают европейское производство неконкурентоспособным. Европейские производители будут вынуждены неизбежно повышать цены. В этом случае потребители скорее захотят купить товары, произведенные в странах с адекватными ценами на энергоресурсы.
Тогда логичным ответом Европы на угрозу повсеместной деиндустриализации является повышение таможенных тарифов. Это единственный способ уравнять цены между более дорогими европейскими товарами и более дешевыми иностранными товарами, тем самым искусственно поддерживая европейское производство. Однако эта стратегия в свою очередь снизит уровень жизни, лишив европейцев более дешевых товаров. Но, по крайней мере, сохранит некоторые рабочие места в обрабатывающей промышленности.
Этот процесс очень похож на начало Великой депрессии. В 1920-х годах из-за однобоких финансовых механизмов, инициированных Версальским договором, западные экономики накопили огромные долги. В 1929 году крах американского фондового рынка уничтожил одну из оставшихся ключевых опор, и западные экономики рухнули. Первой пошла Европа, а потом в пропасть за ней последовали и США.
Современные западные экономики накапливали долги десятилетиями. В последнее годы накопление резко возросло. В 2019 году отношение государственного долга еврозоны к ВВП составляло 83,8%. В 2020 году он подскочил до 97,2%. За тот же период отношение долга Великобритании к ВВП выросло с 83,8% до 93,9%.
Накопление долгов спровоцировало начало инфляционного давления. Однако масла в огонь подлил начавшийся в 2021 году энергетический кризис, который вынуждает европейские правительства еще сильней залезать в долги. Высокие затраты на импорт передаются потребителям, поскольку предприятия пытаются компенсировать рост стоимости энергии за счет повышения цен.
В 1930-е годы Европа попала в экономическую черную дыру, после чего она замкнулась в себе и начала поднимать торговые барьеры, чтобы создать хоть какое-то подобие экономической нормальности.
Это был классический случай того, что экономисты назвали "ошибкой композиции": то, что было хорошо для Европы в частности, было плохо для мировой экономики, а поскольку Европа была частью мировой экономики, то оказалось плохо и для Европы. Мир погрузился в депрессию.
Может ли то же самое произойти сегодня? Более чем. Только одним из ключевых отличий на этот раз является то, что в мире существует конкурирующий экономический блок – БРИКС: Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южная Африка и Аргентина – с Ираном, Турцией, Египтом, Индонезией и Саудовской Аравией. Страны БРИКС укрепляют торговые и финансовые связи и добавляют новых членов. Цель этого блока состоит в том, чтобы максимально отделиться от Запада. И если им это удастся – а похоже, что так оно и есть – они смогут избежать депрессии.
Саботаж "Северного потока" может стать точкой, в которой будущие историки отметят конец западного господства.