На сегодняшний день Американские компании владеют уже 35-ю европейскими клубами по футболу. В этот список входят такие гранды как:
«Манчестер Юнайтед», «Челси», «Арсенал», «Ливерпуль», «Милан», «Рома», «Марсель».
Этот список каждый год пополняется, только в этом году под давлением санкций правительства Великобритании Роман Абрамович продал свой клуб «Челси» американскому инвестору Тодду Боули. Так же речь идет о покупке американскими компаниями и фондами таких клубов как «Интер» и «Эвертон».
Футбол - самый популярный вид спорта в Европе. В 2021 году АПЛ стала самой посещаемой лигой мира — 39989 зрителей в среднем на матче. Аудитория Ла Лиги — 22829 человек, Серии А — 18181, а Бундеслиги — 20791. Это сотни тысяч болельщиков, которые смотрят любимый спорт на стадионах и по телевизору.
Зачем Американцам покупать футбольные клубы, ведь в Америке футбол не входит даже в ТОП - 3 ?
Тут я бы обратил внимание на историю с Российской компанией «Газпром». В 2012 году «Газпром» стал спонсором «Лиги чемпионов УЕФА». Контракт стоимостью по данным Sports.ru приносил УЕФА от 47 до 50 миллионов евро в год. А помимо контракта с УЕФА, «Газпром» так же являлся главным спонсором немецкого клуба «Шальке», страны которая больше всех Европейских стран покупала газ в России и которая на тот момент активно продвигала строительство «Северного потока-2».
По мнению многих аналитиков именно спонсорство Лиги чемпионов, а так же футбольного клуба «Шальке» должно было отражать позитивный настрой на бренд компании в Европе. Постоянно подогреваемая тема так называемой газовой иглы, которую в своих расследованиях публиковали американские журналисты, наводила негатив на компанию и Россию в целом.
«Газпром», конечно, не являлся владельцем клуба, тут, наверное, лучше взять пример Романа Абрамовича, который выкупил середняка «Челси» летом 2003 года. За 18 лет владения он создал настоящего лидера чемпионата Англии и влюбил в себя болельщиков клуба, а за период до 2022 его инвестиционные компании были желанными партнерами в рамках развития перспективных Европейских, Израильских и Американских стартапов.
Если говорить конкретно о цифрах, то инвестиции в футбольный клуб это совершенно не про прибыль и дополнительный доход для инвестора. Например, «Манчестер Юнайтед» в 2021 году получил убыток в размере 92,2 млн фунтов. В 2020 году - 23,2 млн. фунтов. А американские владельцы семья Глейзеров покупала акции клуба с привлечением кредитов, которые после покупки перевесила на баланс клуба.
Отчет о прибыли Манчестера прикладываю:
А тут к примеру прибыль клубов в сезоне 19/20
Как можно понять из графиков клубы в основном тратят на большие зарплатных ведомости, поддержание инфраструктуры, выездные матчи и многое другое. Доходы складываются от продажи билетов и атрибутики, и основная часть спонсорские контракты.
На ряду с российскими владельцами можно выделить так же Арабских инвесторов, например, все знают, что «Манчестер Сити» принадлежит шейху Мансур из ОАЭ, а главная команда из Франции «ПСЖ» принадлежит катарскому бизнесмену Насер Гоним аль-Хелаифи. Кстати следующий «Чемпионат Мира» пройдет именно в Катаре.
В каждом случае владельцы заинтересованы в формировании положительного образа о странах Персидского залива, они готовы тратить огромные деньги в заведомо убыточный бизнес, но с выгодой для репутации владельцев и страны.
Такая же история происходит с Американцами, на протяжении последних лет Европа стала выходить на новый уровень отношений со странами Азии и поставщиками нефти и газа со стороны России и Арабских стран.
Например:
Китай в 2020 году впервые стал крупнейшим торговым партнером Евросоюза, обогнав США, сообщает Eurostat. Как отмечает Eurostat, это произошло на фоне роста экспорта из ЕС в Китай (2,2%) и импорта в ЕС из Китая (5,6%) — до общего объема торговли в €586 млрд.
При этом в торговле с США в 2020 году было зафиксировано снижение торгового оборота до €555 млрд — импорта на 13,1% и экспорта на 8,2%. Еще в 2019 году общий торговый оборот ЕС с США составлял €616 млрд, а с Китаем — €561 млрд. В 2020 году у ЕС увеличился отрицательный торговый баланс с Китаем — до –€181 млрд со –€164,7 млрд в 2019 году, с США в 2020 году у ЕС сохранился положительный торговый баланс — €150,9 млрд (€151,8 млрд в 2019 году).
Так же прикладываю выдержки из отчета Eurostat по экономике Евросоюза:
Отсюда мы видим, что американскому бизнесу нужен Европейский рынок сбыта. Владение клубами позволит расчитывать на лояльность европейцев и продвигать свои идеи в массы. Сама цель не вывести футбол как вид спорта на новый уровень, а провести работу с европейским обществом. Активно проходят пиар компании против Арабских шейхов, ранее уже писал про нативную рекламу в сериале «Тем Лассо», где вымышленную компанию Dubai Air выставляли как главного виновника загрязнений в странах Африки.
Чего уже добились американцы на Европейском рынке:
- Европа активно закупает СПГ по завышенным ценам.
- Европейские компании готовы открывать новые заводы на территории США в связи с большими энергетическими издержками.
- Европейский союз объявил Китай не дружелюбной страной и готов ограничить торговлю.
- Европейский союз поддерживает Тайвань против Китая.
Недавно США объявили, что ограничат экспорт передовых микрочипов и поставки оборудования для его производства. Самая главная компания в мире, производящая оборудование для современных микрочипов, находится в Голландии (ASML). И тут без поддержки Европы американские санкции не будут действенными.
Все это указывает на то, что американский бизнес рука оброку с американским правительство борются за большой европейский рынок. А чтобы европейский рынок был дружелюбен к завышенным ценам американских производителей, они готовы покупать лояльность европейского населения через любимую игру.