Найти в Дзене
Заметки о важном

"Протестантская этика и дух капитализма" Макса Вебера

Оглавление
В данной статье будет кратко пересказываться и разбираться "Протестантская этика и дух капитализма" Макс Вебера. В прошлой статье кратко пересказывался и разбирался "Личность и государство" Герберта Спенсера.
Приятного просмотра!

1.Немного об авторе.

Макс Вебер(1964-1920 гг.)-немецкий социолог, философ, историк, политический экономист, а также один из основателей такой науки, как социология (Наряду с Марксом и Дюркгеймом).

Родился в семье состоятельного и известного госслужащего и члена Национал-либеральной партии. С детства (благодаря отцу) Макс был связан с наукой(учёные часто приходили в отцовский салон, отец подарил 2 исторический труда и т.д.). Позже учился в Гейдельбергском и Берлинских университетах на юриста.

После окончания обучения и до конца жизни дрейфовал между (неудачно) политической и (удачно) научной деятельностью.

2.Краткое содержание книги.

В начале книги автор задумывался над таким вопросом: Почему в Германии среди протестантов больше успешных (в экономике) людей, чем среди католиков? По этой причине он решил изучить влияние религии(или идеологии/морали в общем) на людей и общество.

В дальнейшем автор разделил мышление на капиталистическое (время надо правильно тратить, нацеленность на извлечение максимальной прибыли и трудолюбие, только если это даст выгоду) и традиционное (просто желание жить, как привык).

Дальше автор пишет, что конкретное мышление присутствует в конкретном обществе и человек с соответствующем мышлением большего достигает чем с другим. Проще говоря, человек с капиталистическим мышлением при капитализме будет достигать успехов тогда, как человек с традиционным (или другим) уходит на периферии общества(так сказать, общественным отбор). Такой отбор ставит на верх наиболее подходящих экономической системе (по мышлению) людей.

Дальше подводит к мысли, что развитие протестантизма окончательно оформило капиталистическое мышление.

Ещё Вебер пишет, что Протестантизм не напрямую развивал капиталистическое мышление, а косвенно и стихийно, не осознавая это. Также ещё идеи Лютера были более мирские, чем у католиков, но по сравнению с кальвинизмом это не так сильно чувствуется. Потом говорил, что кальвинизм реально был большим шагом к капиталистическому мышлению.

В дальнейшем Вебер говорил, что его интересует в религиях "выявление психических стимулов, которые давали определённое направление всему жизненному строю и заставляли индивида держаться его." Дальше Макс долго говорит о одном из главных догматов кальвинизма (и его подражателей), который собственно и заставлял добиваться успехов на экономическом поприще. Этот догмат (догмат о предопределении) состоял в том, что Бог заранее людей поделил на избранных (тех, кто попадут в рай) и отвергнутых (те, кто попадут в ад). Естественным образом встал насущный вопрос: как определить, что ты избранный (ведь никто не хочет попасть в ад)? Сам Кальвин считал , что достаточно верить, что ты избранный и всё, а если не будешь верить, то навряд ли ты избранный. Но это в дальнейшем не устроило людей и появился новый ответ на вопрос: если в мирских делах у тебя всё хорошо или ты святой (по делу, а не на словах), то наверняка избранный. По итогу это догма всех людей стимулировала жить благочестивой жизнью и добиваться успехов на земле ради рая. До этого по католичеству/лютеранству человек всю жить мог грешить и к старости исповедоваться и попасть в рай. В дальнейшей части книги не нашёл ничего интересного.

3.Личное мнение.

Данный труд хорошо показывает, как идеология влияет на людей и помогает воспитывать обществу подходящих для него людей. На мой взгляд теория Макса Вебера не до конца разработана (не знаю, как в других книгах Макса, но в этой точно) и во многом работает только в рамках 19 века, когда феодализм радикально заменялся капитализмом и тогда консервативное мышление было смешено с феодальным, а капиталистическое с революционно/прогрессивным. Поэтому, хотелось бы добавить пару вещей в эту интересную теорию.

Первое, что каждый оформленный( например, капиталистическое мышление) вид мышления должен бы соответствовать определённому экономическому строю общества.

Второе, что кроме оформленных видов должны бы быть изучены и переходные типы видов мышления(во времена революций или очень больших перемен(даже та же самая отмена крепостного права)). Например, традиционное мышление из данной книги можно с полной уверенностью назвать переходным так, как это прежде всего неприятие нового, что полнее всего чувствуется в разнообразных революциях (и общих и областных, как технические революции). Её противоположностью можно назвать революционное мышление, при котором человек может быть готов ради революции и прогресса на многое.

#религия #культура #мышление

#политика #книги #история #экономика #философия #социология