Наверняка вам приходилось читать о том, что наши лодки 613 проекта строились если и не как полные копии немецких, полученных в виде трофеев, то с широким использованием применявшихся там проектных и технических решений. И даже отзывы на это особо щепетильных граждан выглядят так: "Фи, сами и придумать ничего не смогли, не то что нормальные-то™ страны!"
Что ж, обратимся к истории. Хотя американцы впервые успешно использовали подводную лодку (правда, она и сама при этом погибла) ещё в свою Гражданскую войну, Первая мировая показала, что в этой области они прилично отстали от немцев.
В 1957 году дослуживший к тому времени до контр-адмирала Ф. А. Добин вспоминал: В 1919 году проектирование и производство дизелей в нашей стране находилось в пеленках, еле ползло. Наши дизельные подводные лодки не были достаточно надежными для того, чтобы выйти в море без сопровождения плавбазы.
В то время лейтенат-коммандер Добин был помощником руководителя отдела подводных лодок штаба военно-морских операций. Он предложил своему командиру: «У немцев на подводных лодках хорошие двигатели. Они совершали круизы по всей Атлантике. Давайте возьмем несколько трофейных подводных лодок в Англии, разберем их и узнаем секреты великолепной работы, которую они проделали для кайзера».
На что начальник ему отвечал: Министр военно-морского флота дважды просил президента Вильсона предоставить нам несколько немецких подводных лодок в Харвиче. Однако президент на Парижской конференции придерживается своего лозунга «Никаких репараций», поэтому каждый раз на просьбу секретаря отвечал: «Не предоставляется».
Однако Добин придумал остроумный ход. В ближайшее время в США собирались открыть Заём Победы для привлечение средств на развитие флота - надводного, конечно. Вот он и предложил притащить в США несколько немецких лодок для демонстрации вражьей силы, что должно было по идее стимулировать население расставаться со своими денежками. Деньги в США - это серьёзно, и идее был дан зелёный свет.
Как известно, на флоте тот, кто выступает с инициативой, становится её исполнителем. И через самое короткое время его направили в Англию на борту плавбазы "Бушнелл".
Ниже я хочу привести его воспоминания, в сокращённом, конечно, виде об этой эпопее.
В Британии янки ждало большое разочарование, они заявились позже всех, и лучшие лодки уже были разобраны англичанами, французами и почему-то японцами. А на остальных механизмы были варварски изуродованы с помощью кувалд.
Наиболее сохранившаяся после этого U-164 произвела на Добина тяжёлое впечатление. Когда мы спустились вниз с фонарями, нас атаковал гнилой, сырой запах масла, кислоты и разлагающейся грязи. Перископы исчезли, приборные доски двигателей были удалены, а мотор-генераторы позади двигателей, используемые для зарядки аккумуляторов и подводного хода, были демонтированы и перерезаны тяжелые бронированные кабели рядом с генераторами. Неудивительно, что англичане были готовы отдать ее нам.
В принципе, те 6 лодок, что достались американцам, могли быть хорошенько выкрашены снаружи и в качестве агитационных элементов для займа вполне сыграли бы свою роль. Но у Добина-то на уме было другое!
Короче, он прошёл всю британскую военно-морскую бюрократическую лестницу, добравшись до Второго лорда Адмиралтейства. Он напирал на то, что должен доставить немецкую подводную лодку в Соединенные Штаты до 23 апреля, когда начнется Заём Победы. А её состояние требует длительного ремонта.
Как бы то ни было, он добился передачи под своё командование находившейся в хорошем состоянии U-111, уже имевшей британский экипаж.
Под его началом было пятнадцать человек, все квалифицированные подводники. Этого количества было недостаточно для эксплуатации U-111 в море. Семнадцать дополнительных членов команды из районов Лондона и Плимута были назначены «для транспортировки в Соединенные Штаты». Ни один из этих семнадцати никогда не был на борту подводной лодки.(!)
А вот тут начались, как говорится, нюансы. Мы привыкли к дисциплинированности и исполнительности немцев - сказано сдаваться, значит сдаваться! Однако...
На третий день после принятия U-111 запустили правый двигатель. Подшипники коленвала нагрелись! Вот беда! Экспертиза показала, что немцы, сдаваясь в плен, перекрыли подачу смазочного масла, в результате чего расплавился баббит в подшипниках коленчатого вала. Произвести ремонт было труднейшей задачей. Специнструмента и гаечных ключей у нас не было, но как-то справились, работая посменно днем и ночью. Это была двенадцатидневная работа, хорошо сделанная.
После обнаружения сгоревших подшипников на двигателе правого борта перед запуском тщательно проверили левый двигатель. Он работал отлично. Начали зарядку батареи. Внезапно кто-то крикнул: «Остановите двигатель». На корму прибежал главный электрик, возбужденно объясняя, что вентиляционные каналы батареи отсоединены. Свинцово-кислотная аккумуляторная батарея выделяет газообразный водород при зарядке. Если только этот газ не отсасывается вентиляторами, образуется взрывоопасная смесь. Электрик, осматривавший вентилятор аккумуляторной батареи, отметил отсутствие запаха кислоты. Поспешно сняв несколько палубных досок над батареей, он обнаружил, что резиновые вентиляционные каналы отсоединены.
Два акта саботажа! Были ли еще? Принимались все возможные меры предосторожности, производился жесткий ежедневный осмотр всех отсеков.
Экипаж, будучи американцами, привлек внимание на верфи, особенно британских подмастерьев. Однажды один из наших электриков был на пирсе и фотографировал U-111. У него была дорогая камера, которая в данный момент стояла на пирсе. Ученик схватил камеру и побежал. Электрик погнался за ним, но вскоре вернулся и сообщил мне о пропаже. Несмотря на все усилия, найти камеру не удалось. Когда я сказал об этом электрику, он пообещал сравнять счет.
Погода в Северной Атлантике ранней весной не балует
Магнитный компас отсутствовал, в исправной работе гирокомпаса уверенности не было. На четвёртый день около 2 часов ночи меня разбудил один из машинистов. «Сэр, вода в трюмах доходит до плит палубы и поднимается».
Поспешив на корму к моторному отсеку, я увидел, что плиты палубы были подняты, и несколько футов пропитанной нефтью воды плескались взад и вперед в зависимости от качки субмарины. Главный инженер доложил, что что вода поступает быстрее, чем трюмная помпа может с ней справиться. Ну, подумал я, это конец. Мы вне обычных судовых маршрутов, местонахождение неизвестно, игрушечное радио и никаких спасательных шлюпок! Фриц победил! А затем, проталкиваясь сквозь людей в носовой части моторного отсека, в одних трусах, как спрыгнул со своей койки, появился голландец Блаус.
Он колебался всего мгновение, а затем крикнул: «Ну же, моряки, давайте найдем утечку». С этими словами он прыгнул в эту маслянистую холодную воду по пояс и начал шарить руками среди труб и клапанов, чтобы найти источник воды. Его примеру последовали несколько человек.
Вскоре был обнаружен открытый клапан на трубопроводе слива охлаждающей дизель воды за борт. Он отсекал ответвление слива этой воды в трюм машинного отделения. Клапан был тщательно осмотрен, и ответ был однозначным. Было обнаружено твердое липкое вещество. Фриц открыл этот клапан, а затем запечатал слив в трюм с помощью растворимой пробки! Пробка постепенно растворилась и вот результат. Гениальный саботаж!
Потом было столкновение с небольшим айсбергом, потом стало кончаться моторное масло и пришлось идти под одним двигателем. Время перехода удлинилось и наметилась нехватка продуктов. Как бы то ни было, лодка добралась в Штаты. На момент входа в военно-морскую верфь Нью-Йорка топлива в цистернах оставалось на 2 часа хода.
Общий вид лодки:
Героям нередко вставляют чоп в одно место за героизм. Добин был вызван в Вашингтон для дачи показаний в военной прокуратуре по поводу этого перехода, совершённого без сопровождения и даже буксирного троса на борту. Это был первый переход через Атлантику американских подводников без всякой подстраховки. Впрочем, дело спустили на тормозах.
...Вернувшись в Нью-Йорк, когда я вошёл на U-111, то был удивлен, обнаружив на борту ведущего представителя компании по производству гирокомпасов. Он осматривал наш гирокомпас и хотел разобрать его тут же, и показал мне разрешение от Бюро навигации, дающее ему разрешение снять компас.
«Ничего не поделаешь, возразил я, у меня есть приказ выставить U-111 в различных портах Новой Англии, чтобы помочь Займу Победы. Нам нужен этот компас. Телефонный разговор с Вашингтоном подтвердил мое решение.
Производитель гирокомпаса был крайне разочарован. Он задавал всевозможные вопросы, касающиеся производительности и деталей компаса. Рядом слушал электрик, у которого британский подмастерье вырвал камеру. «Сэр, — предложил он, — если вы хотите увидеть элемент немецкого гирокомпаса, он у меня есть.
У него в большом шкафчике, лежал элемент гирокомпаса. Он был размером с умывальник. "Где ты это взял?" - спросил я.
«О, — ответил электрик, — Просто сувенир с U-164. Я взял его, чтобы отомстить англичанам за то, что они украли мою камеру».
После агитационных мероприятий лодка была подвергнута ряду испытаний.
«Рубка, корпус, перископы, орудия, торпедные аппараты, механизмы и конструкция отсеков U-111 намного превосходили конструкцию и механизмы наших подводных лодок того времени» - вспоминал Добин
Но тут у лейтенант-коммандера открылась язва кишечника и он надолго покинул лодку.
...Спустя несколько месяцев, находясь на больничном, я побывал на U-111. Она стояла у пирса, ржавая, брошенная туша. Я поднялся на борт. Волны от проходящей моторной лодки заставил корпус немного качнуться и удариться о причал. Мне показалось, что она приветствует меня на борту. Я пошел ниже. Двигатели перископов, мотор-генераторы, воздушные компрессоры, нагнетатели низкого давления, гироскопы — все было снято и отправлено в мастерские на разборку и переноса на чертежные доски. Действительно, U-111 искупила свои военные грехи (на её счету было 3 потопленных судна союзников) , раскрыв нам секреты своей надежной техники. Остался только остов, который нужно было запечатать и отбуксировать в море как цель для бомбардировки. В этом корпусе, однако, что-то оставалось от его прежнего германского духа, потому что после того, как его отбуксировали в море, он обманул бомбардировщики, затонув ночью.
........................................................................................................................................................
Полный каталог статей журнала здесь