Всегда выхожу из «Калины-Малины», магазина фермерских продуктов из Сибири, с незапланированной покупкой. Знаю же, что мне нужно купить всего лишь закваску для домашнего йогурта, а не сыр «Айрширский утренний мягкий» или «Иммуноквас на перге». Но всё равно не могу оторваться от прилавков с фермерскими деликатесами. Впрочем, есть здесь и вполне привычное молоко, масло, хлеб - свежие, натуральные, с коротким сроком годности продукты.
Но кого сегодня удивишь таким магазином, где можно купить продукцию местных фермеров? И, всё же, «Калина-Малина» - уникальное явление. Это проект кемеровских предпринимателей, отца и сына Волковых, который объединяет и поддерживает мелкие хозяйства из Сибири. Это не только сеть магазинов фермерской продукции, «Калина-Малина» - бренд с собственной философией и принципами.
Немного истории
О том, чтобы объединить фермеров Анатолий Волков, владелец крупного Кемеровского агрохолдинга, мечтал давно. Ещё в начале 2000-х хотел, «чтобы развивалось семейное фермерство, чтобы на селе был средний класс, чтобы, наконец, горожане кушали не барахло, а натуральную вкусную еду». Такую, которую в простом супермаркете не купишь: крупные сети не заинтересованы в мелких поставщиках и скоропортящихся натуральных продуктах.
Создать своеобразный бизнес-инкубатор для фермеров Анатолию удалось восемь лет назад вместе с сыном Артёмом. К тому времени Волковы уже продавали фермерское молоко в своих фирменных магазинах. И хоть оно стоило дороже обычного, его быстро раскупали. Потом предприниматели нашли других фермеров и добавили в продажу новые продукты: сметану, творог, яйца.
А потом придумали название, разработали дизайн новых отделов в стиле «эко».
Первый магазин «Калина-Малина» открыли в августе 2014 года в Кемерово.
Теперь в разных сибирских регионах работает 108 торговых точек, включая 28, открытых по франшизе. За три последних года, включая два пандемийных, закупки «Калины-малины» увеличились на 60% — с 468 млн. до 747 млн. рублей.
А в кооперацию сегодня входит около 200 фермеров Сибири!
Уникальность – в принципах
Успешным проектом «Калина-Малина» стал не только потому, что собственник изначально имел свою торговую сеть и развитую логистику. И не потому только, что представлял покупателю уникальные натуральные продукты, без консервантов и искусственных добавок. А потому, что все эти годы придерживался определённых принципов, о которых мне бы и хотелось рассказать.
Работать только с сибиряками
С другими регионами бренд не сотрудничает, потому что видит свою задачу в поддержке местного бизнеса.
Но это не так просто, как кажется. Скауты-менеджеры «Калины-Малины» ездят по всей Сибири и ищут новых поставщиков. А потом помогают подготовить продукты к продаже – зарегистрироваться, получить сертификаты, поменять упаковку. «Иногда у фермеров нет денег на заготовку, на тару. Скажем, надо сразу 200–300 банок, а взять их не на что. Мы покупаем банки, отдаём их и скупаем уже готовый продукт. Бывает, вносим предоплату», - делится Артём Волков, руководитель проекта.
В специальном фонде «Калины-Малины» фермер может взять беспроцентную ссуду. Этот фонд пополняется за счёт отчислений 3% с каждого проданного в магазине товара.
Вернуть займ можно своим продуктом, причем, по той цене, которую фермер выставил сам, ведь в «Калине-Малине» придерживаются принципа:
Доверять
На фермеров не давят и не выбивают скидки. Предложенные ими цены не регулируют. В «Калине-Малине» просто соглашаются со стоимостью товара, считая её адекватной и справедливой, полностью доверяя в этом деле поставщикам. И только делают свою наценку.
Пожалуй, это самое для меня удивительное. Как и тот факт, что «Калина-Малина» связывает отдельных фермеров между собой, не требуя какой-то платы за это.
«К примеру, нам нужен какой-то продукт и мы говорим фермеру, что знаем, где для него взять натуральные ингредиенты, так как уже работаем с проверенным поставщиком: вот его контакты. Пожалуйста, торгуйте между собой и получайте прибыль, минуя нас» - поясняет Артём Волков.
Мне кажется, это особенно важно, ведь следующий принцип компании:
Сотрудничать только с мелкими фермерами
Ни холдингов, ни крупных фермерских хозяйств в поставщиках «Калины-Малины» не увидишь. Зато бывают такие, которые производят лишь один, но эксклюзивный продукт: например, соевый сыр. А бывает и так, что до встречи с «Калиной-Малиной» человек в качестве фермера себя даже не представлял.
К примеру, одного производителя чая нашли случайно: просто однажды Артём Волков купил на рынке горнолыжного курорта Шерегеш травяной чай от местного предпринимателя. Чай был потрясающе вкусный, а предприниматель – упрямый. Долгое время он не соглашался оформлять нужные документы, справедливо считая, что это достаточно дорого и долго. Но по настоянию «Калины-Малины» и с её помощью чай успели зарегистрировать и сертифицировать прямо перед началом сбора трав.
Но «если фермер вырастает в сотрудничестве с нами, мы радуемся за него и спокойно расстаемся, а на его место берем десять новых», — рассказывает Артём Волков.
«Что в имени тебе моём»
А кто эти фермеры и как их зовут, «Калина-Малина» не скрывает: на каждом продукте указано имя производителя. Берём мы вареники с квашеной капустой и шкварками от Елены Петроченко из села Пашково и понимаем, что участвуем в развитии конкретного фермера из конкретного района.
Подробнее о поставщиках «Калина-Малина» рассказывает в своих социальных сетях.
К слову, если у покупателя есть жалобы на качество продукта, в магазине «Калины-Малины» деньги за покупку вернут, даже, если чек не сохранился.
Но это случается редко. Качество продуктов в «Калине-Малине» контролируется строго. Да и фермеры должны соблюдать важное условие - производство должно быть экологически чистым.
И вообще, «Калина-Малина» выступают как одни из организаторов экологического движения. Не так давно открыли, например «Точку сбора» - пункт раздельного сбора мусора.
В общем, у нас в Кузбассе о «Калине -Малине» знает каждый. Может быть, и в других регионах России вы встречали что-то похожее?
И вообще, покупаете ли вы фермерские продукты?
Текст - Юлия Трушкина.
***
Важно! Эта публикация не является коммерческой и написана исключительно с целью рассказать людям об отечественном производителе и поддержать его в это непростое время!
Если у вас есть своё производство, пишите нам, мы расскажем о нём.