8 октября исполняется 125 лет со дня ухода из жизни одного из ярчайших русских пейзажистов - Алексея Кондратьевича Саврасова.
Непростой и трагический, но всегда исполненный вдохновения и напряженной работы творческий путь художника многие годы был неизменно связан с Московским училищем живописи, ваяния и зодчества.
⠀
Впервые юный Саврасов очутился в стенах исторического здания на Мясницкой в 1844 году. Тогда ему едва исполнилось 14 лет.
Мечтая стать художником, он сообщил о своём решении семье, однако его отец, купец третьей гильдии Кондратий Артемьевич Саврасов, видел сына торговцем, продолжателем семейного дела.
В результате молодой Саврасов вынужден был сам добывать средства для обучения в училище.
В год поступления он продал свои этюды и наброски, сумев оплатить несколько месяцев обучения. Последовавший перерыв в обучении был связан с трагической смертью матери художника.
⠀
Саврасов вновь вернулся в МУЖВиЗ в 1848 году, поступив в пейзажную мастерскую Карла Рабуса. В 1850 году за свою работу "Вид московского Кремля при Луне" он был удостоен звания неклассного художника, а в 1854 году за картину "Вид в окрестностях Ораниенбаума", демонстрировавшейся на выставке в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, был получил звание академика.
В 1858 году эту работу приобрёл в свою коллекцию Павел Михайлович Третьяков.
В тот же год Саврасова пригласили в училище преподавать. После смерти своего наставника Рабуса он возглавил пейзажную мастерскую.
Подробные воспоминания о Саврасове-педагоге оставили многие его студенты, среди которых Михаил Нестеров, Константин Коровин и Исаак Левитан.
⠀
Коровин запомнил своего учителя таким: "Алексей Кондратьевич был огромного роста и богатырского сложения.
Большое лицо его носило следы оспы. Карие глаза выражали беспредельную доброту и ум. Человек он был совершенно особенной кротости. Никогда не сердился и не спорил. Он жил в каком-то другом мире и говорил застенчиво и робко, как-то не сразу, чмокая, стесняясь".
⠀
Саврасов трепетно относился к каждому своему студенту, также, как и его наставник Рабус много рассуждал о великом искусстве античности и итальянского Ренессанса, отмечал новгородскую школу иконописи, отстаивая идею классического подражания природе, мимезиса.
⠀
Алексей Саврасов проработал в стенах здания на Мясницкой без малого четверть века.
Тяжёлые личные проблемы и развившаяся болезнь оказали пагубное влияние на последние годы жизни великого живописца.
⠀
Алексей Саврасов умер в 1897 году. Вскоре после его ухода Исаак Левитан вспоминал о нём так:
"Да, покойный Саврасов создал русский пейзаж, и эта его несомненная заслуга никогда не будет забыта в области русского искусства".
⠀
Несколько лет назад на фасаде исторического здания РАЖВиЗ Ильи Глазунова по инициативе потомков Алексея Кондратьевича Саврасова была установлена мемориальная доска, посвящённая художнику.
⠀
Иллюстрации:
⠀
В. Перов. Портрет А. Саврасова. 1878.
⠀
А. Саврасов. Перед грозой, 1850.(написана во время обучения в МУЖВиЗ)
⠀
А. Саврасов. Вид в окрестностях Ораниенбаума, 1854.
(написана во время обучения в МУЖВиЗ. За работу художник получил звание академика)
⠀
А. Саврасов. Швейцарский вид, 1862.
⠀
А Саврасов. Зимний пейзаж, 1871.