ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ: ШАГ ЗА ШАГОМ
Здравствуйте, друзья! Мы продолжаем практико-ориентированный курс "ОГЭ по русскому языку: шаг за шагом". В течение года мы с вами пройдём от задания к заданию, выработаем алгоритм выполнения каждого из них, узнаём, как обойти ошибкоопасные места, не попасть в ловушки.
На первом занятии мы познакомились с критериями, по которым эксперты оценивают сжатое изложение.
Вместе мы напишем несколько творческих работ, для того чтобы вы на практике смогли понять, как создать текст, соответствующий требованиям экзаменационного изложения.
Сегодня мы работаем с текстом по Ю. В. Бондареву.
Можно ли одной исчерпывающей формулой определить, что такое искусство? Нет, конечно. Искусство — это очарование и колдовство, это выявление смешного и трагедийного, это мораль и безнравственность, это познание мира и человека. В искусстве человек создаёт свой образ как нечто отдельное, способное существовать вне его самого и остаться после него как его след в истории.
Момент обращения человека к творчеству, быть может, является величайшим открытием, не имеющим себе равного в истории. Ведь через искусство каждый отдельный человек и народ в целом осмысляет свои особенности, свою жизнь, своё место в мире. Искусство позволяет соприкоснуться с личностями, народами и цивилизациями, отдалёнными от нас временем и пространством. И не просто соприкоснуться, а узнать и понять их, потому что язык искусства универсален, и именно он даёт возможность человечеству ощутить себя как единое целое.
Вот почему ещё с глубокой древности сформировалось отношение к искусству не как к развлечению или забаве, а как к могучей силе, способной не только запечатлеть образ времени и человека, но и передать его потомкам.
Согласитесь, текст непростой. Часто изложения по таким текстам напоминают словесный винегрет. Поэтому будем учиться! О том, как это делать задолго до 9 класса, я рассказала в статье
1 абзац
Текст начинается с риторического вопроса, которого в сжатом изложении быть не должно. Поэтому сразу перестраиваем вопрос в ответ.
Одной исчерпывающей формулой определить, что такое искусство, невозможно.
Следующее предложение содержит развёрнутый ряд однородных членов. В сжатом изложении однородные члены должны быть заменены обобщающими словами.
Это понятие многогранно. Оно вбирает в себя всё, что связано с миром и человеком.
Последнее предложение первого абзаца я бы оставила без изменений.
В искусстве человек создаёт свой образ как нечто отдельное, способное существовать вне его самого и остаться после него как его след в истории.
2 абзац
Чтобы сжато передать содержание второго абзаца, нужно выделить группу ключевых слов.
Момент обращения человека к творчеству, быть может, является величайшим открытием, не имеющим себе равного в истории. Ведь через искусство каждый отдельный человек и народ в целом осмысляет свои особенности, свою жизнь, своё место в мире. Искусство позволяет соприкоснуться с личностями, народами и цивилизациями, отдалёнными от нас временем и пространством. И не просто соприкоснуться, а узнать и понять их, потому что язык искусства универсален, и именно он даёт возможность человечеству ощутить себя как единое целое.
Опираясь на ключевые слова, строим фрагмент текста.
Обращение человека к творчеству можно назвать величайшим открытием, ведь именно искусство помогает каждому отдельному человеку и целому народу осознать свои особенности и место в мире. Искусство позволяет познакомиться с историческими личностями, народами и цивилизациями. Язык искусства универсален и даёт возможность человечеству ощутить себя единым целым.
3 абзац
Третий абзац оформляем в виде общего вывода.
Искусство не развлечение и забава, а могучая сила, способная не только запечатлеть образ времени и человека, но и передать его потомкам.
Завершив работу, обязательно ещё раз прочтите полученный текст. Удостоверьтесь, что вы точно передали основное содержание, не допустили логических ошибок, речевых и грамматических недочётов.
Благодарю за поддержку 👍 и комментарии.
#огэ по русскому языку #сжатое изложение