26 марта 1946 года вышло Постановление Совета Министров СССР №664 «О научной разработке и обобщении опыта советской медицины во время Великой Отечественной войны 1941 —1945 гг.» Опыт должен был быть обобщен и издан - для осмысления, освоения, внедрения.
В 1951 году вышел первый том грандиозного труда «Опыт советской медицины в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» А всего было издано 35 томов! Миллионы первичных документов собирались для анализа: медицинские карточки, истории болезни, операционные журналы, протоколы патологоанатомических и гистологических исследований, постановления врачебных комиссий и многие другие документы. Колоссальная работа! И подведение итогов показало, что в целом советская медицина оказалась на высоте.
В комментарии к предыдущей статье о советской медицине один из читателей написал: "Если спросить, за счет каких именно мероприятий у нас был так высок процент возврата в строй и почему немцы эти мероприятия не скопировали, следует невнятная фраза о массовом героизме советских медиков".
Законный вопрос. В 1 томе "Опыта советской медицины в Великой Отечественной войне" даётся цифра в 72% вернувшихся в строй. Цифра действительно колоссальная. Чтобы не обольщаться - будем понимать, что это процент не от всех раненых, а от выживших. И всё равно - много! Попробую сделать первый шаг и перечислить некоторые причины успеха, понимая, что исчерпывающий ответ, конечно, не получится. Но всё же думаю, вопроса "почему немцы не скопировали" в конце не будет.
Ну, начнём!
Во-первых, в отличие от буржуазных стран научные разработки у нас не были предметом коммерции. Всё, что открывалось, немедленно становилось достоянием всей системы медицинских учреждений. Научные учреждения, кстати, уделяли особое внимание написанию ясных и однозначных инструкций и руководств к применению препаратов, методик и т.д., так, чтобы нововведения применялись максимально успешно.
Во-вторых - нашим принципиальным отличием было то, что помощь раненым, в том числе хирургическая, оказывалась в непосредственной близости от поля боя. Первичную помощь оказывали фельдшеры - это позволяло освободить врачей для следующих этапов, требующих хирургической помощи. Это позволяло сохранить жизни и эвакуировать прооперированных дальше в тыл - для дальнейшей поправки и реабилитации. В армиях зарубежных стран раненых вывозили в тыл. А там кто уж доедет...
Организация медицинской службы кроме общих вопросов чётко опиралась на важнейшие принципы, первый из которых гласил: помощь раненым должна быть оказана как можно раньше!
Выносить раненых с поля боя необходимо во время боя, не считаясь с огнем противника, необходима возможно ранняя как общеврачебная, так и специальная хирургическая помощь раненому, причем последняя должна быть максимально приближена к линии боя
«Опыт советской медицины в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» Т.1.
Выносу раненых уделялось особенное внимание: проводилось специальное обучение и инструктаж санитаров-носильщиков.
Забота о здоровье и жизни раненого во время Великой Отечественной войны начиналась с передовой. В ходе боя при любых условиях санитар, санинструктор должен был оказать первую медицинскую помощь (остановить кровотечение, наложить повязку, обеспечить иммобилизацию переломов) и вынести раненого с оружием в места скопления раненых. Вынос раненых с поля боя позволял значительно снизить процент летальных исходов и был приравнен к ратному подвигу. Поэтому 23 августа 1941 г. был издан Приказ Народного Комиссара обороны № 281 «О порядке представления к правительственной награде военных санитаров и носильщиков за хорошую боевую работу».
47 военных медиков, большинство из которых были санитарами и санинструкторами, удостоены звания Героя Советского Союза, 18 человек стали кавалерами ордена Славы трех степеней.
По материалам Военно-медицинского музея https://milmed.spb.ru/prikaz-narodnogo-komissara-oborony-281/
В-третьих: советская довоенная медицина успешно разрабатывала противоэпидемические меры.
"В войсках Советской Армии в период Великой Отечественной войны не было эпидемий, заболевания инфекционными болезнями носила спорадический характер".
«Опыт советской медицины в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» Т.1.
А это значило, что лечение раненых производилось в соответствии с характером ранения, без эпидемических ограничений. Попросту говоря - раненых лечили в тех отделениях, которые специализировались именно на определённых органах, а не в инфекционных палатах, что, безусловно, повышало качество помощи и сокращало число осложнений.
В-четвёртых: колоссальная сеть лечебных учреждений, в том числе специализированных стационаров облегчила развёртывание эвакогоспиталей в тылу. Если операции проводились неподалёку от места боя, то долечивать раненых, ставить их на ноги старались в тылу. (Отдельная, очень интересная тема - как врачи заботились о поддержании психологического благополучия больных. В палатах проводились концерты и силами профессионалов, и самодеятельными коллективами школьников. Устраивались шахматные турниры, кинопросмотры... )
Единая система советского здравоохранения имела интересную особенность: гражданское здравоохранение не было изолировано от военно-медицинской службы. Для координации этих служб было организовано Главное военно-санитарное управление, во главе которого встал З.П. Соловьёв - соратник Семашко по организации советского здравоохранения.
Создание единой системы способствовало тому, что в годы войны государство свободно маневрировало и материально-техническими средствами, и кадрами. Работники практической медицины по возможности оперативно получали рекомендации от научно-исследовательских учреждений.
"Весьма ценным было то, что что переливание крови оказалось возможным производить на войсковых этапах эвакуации (на полковых и дивизионных пунктах медицинской помощи)"
«Опыт советской медицины в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» Т.1.
Значительно повлияли на выживаемость раненых успехи в трансфузиологии. И это пятая причина успеха советской медицины.
Трансфузиология, то есть раздел клинической медицины, занимающийся, в частности, вопросами переливания крови, успешно развивался и до войны. В СССР до войны было создано семь (!) институтов переливания крови, из них 5 - республиканские. Гематолог Андрей Андреевич Багдасарян организовал разработку ряда способов консервирования крови и в 1937 году представил результаты на конференции в Риме.
Внедренный, впервые в мире, в широкую лечебную практику метод переливания консервированной крови явился поворотным пунктом в истории переливания крови.
https://blood.ru/about/vse-rukovoditeli-tsentra/bagdasarov-bagdasaryan-a-a.html
Кроме консервированной крови переливали и плазму, и эритроцитную массу, и свежецитратную кровь.
В годы Великой Отечественной войны армия получила свыше 1,7 млн. литров консервированной крови.
В донорстве приняло участие 5,5 млн. человек.
Было проведено 7,5 млн. гемотрансфузий.
(Кнопов В.Н., Тарануха В.К.Переливание крови на фронтах Великой Отечественной войны).
И, пожалуй, на шестой причине успеха советской медицины в годы Великой Отечественной я остановлюсь:
...отечественные химико-фармацевтические и медико-инструментальные заводы почти полностью освободили страну от иностранного импорта и обеспечили потребность населения и лечебных учреждений в медикаментах, предметах ухода за больными, хирургическом инструментарии и медицинской аппаратуре.
«Опыт советской медицины в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» Т.1.
В таблицах в увидите препараты, введенные в практику лечения ран - первая страница довоенные данные, на второй - в годы войны.
Итак - успеху советской медицины способствовала единая система здравоохранения, включенность в неё всех служб. Страна готовилась к войне. Героизм советских ученых, врачей, фельдшеров, медсестёр, лаборантов опирался на научные достижения довоенной медицинской науки - и эти достижения были признаны в мире.
Будьте здоровы. Мирного неба нам всем.
Искренне Ваша, Умная Эльза.