Найти тему
Мир кораблей

Голландские «убийцы крейсеров», так и не воплощённые в металле. Линейные крейсеры проекта 1047

Оглавление

Радикальное усиление Японии к концу 1920-х годов вызвало вполне закономерные опасения в Голландии. Япония была настроена включить в сферу своих интересов не только Китай, но и Юго-Восточную Азию, куда входила Голландская Ост-Индия с её нефтью и другими ресурсами. Как показал опыт Первой Мировой войны, для небольшой Голландии любое нарушение морских коммуникаций со своими колониями наносит сильный удар по экономике. Поэтому в 1925-1927 годах году ост-индийская эскадра пополнилась двумя легкими крейсерами типа «Ява», а в 1937 году к ней присоединился очень удачный лёгкий #крейсер «Де Рюйтер».

Тем не менее возможности эскадры были недостаточными для борьбы с японцами. При необходимости японский флот с легкостью мог выставить против голландской эскадры около двух десятков лёгких и тяжёлых крейсеров. И если в сражении с легкими крейсерами у голландцев были шансы, то противопоставить тяжёлым крейсерам императорского флота было нечего.

Лёгкий крейсер ВМС Нидерландов «Де Рюйтер»
Лёгкий крейсер ВМС Нидерландов «Де Рюйтер»

Поэтому в 1938 году, с усилением напряженности международной обстановки, Морской штаб начал разработку проектов по противодействию потенциальной угрозе со стороны японского флота. По мнению офицеров, участвовавших в разработке проектов, одним из наиболее эффективных вариантов была скорейшая постройка несколько «убийц крейсеров» — быстроходных и тяжеловооруженных крейсеров, способных бороться с японскими тяжёлыми крейсерами.

Оптимальным вариантом являлся тип линейного крейсера, причем голландцы трезво смотрели на вещи и изначально не рассматривали линейный крейсер для действий в составе основных сил из-за недостаточного бронирования.

Разработка проекта

В начале 1939 года в министерстве обороны выдали техническое задание на разработку линейного крейсера, а также зарезервировали средства для постройки трёх единиц. Согласно техническому заданию, к крейсеру предъявлялись следующие требования:

  • Водоизмещение около 27 000 тонн;
  • Скорость не менее 33 узлов при дальности плавания 4500 миль;
  • Вооружение из 9 орудий калибра 280 мм и мощное зенитное вооружение;
  • Бронепояс толщиной 250 мм и хорошее горизонтальное бронирование.
Предварительный проект линейного крейсера, июнь 1939 года
Предварительный проект линейного крейсера, июнь 1939 года

Но уже весной 1939 года Проектное бюро флота столкнулось с первой проблемой. Ввиду отсутствия опыта строительства крупных кораблей с мощной бронезащитой, конструкторы не могли разработать оптимальную схему расположения брони, особенно защиты подводной части корпуса. Стало ясно, что требуется помощь иностранных компаний, имеющих необходимый опыт. Голландцы рассматривали два варианта: Францию и Германию. По какой-то причине условия французов показались неподходящими, и уже в апреле 1939 года в Берлин прибыла группа голландских военно-морских специалистов.

Изначально голландцы планировали получить копии чертежей немецкого линейного крейсера «Шарнхорст» и построить свой #корабль на его основе. Но выяснилось, что водоизмещение «Шарнхорста» превышает заложенное в техническом задании на 5500 тонн. Это не позволило бы уложиться в выделенный бюджет. Поэтому правительство Голландии заключило несколько контрактов с немецкими компаниями:

  • IvS. Помощь в разработке проекта и подготовке технической документации;
  • Ferrostaal AG. Корабельная и броневая сталь, механизмы;
  • Friedrich Krupp AG. 280-мм и 120-мм орудия, снаряды, системы подачи боеприпасов и управления огнем.
Линейный крейсер «Шарнхорст»
Линейный крейсер «Шарнхорст»

До февраля 1940 года было подготовлено несколько проектов, различия в которых касались ГЭУ, размеров корпуса и состава вспомогательной и зенитной артиллерии. Уже в ноябре 1939 года выяснилось, что немцы всячески затягивают работы, связанные с разработкой защиты корпуса в подводной части.

Голландцы обратились за помощью в итальянскую компанию C.R.D.A., на верфях которой строили линкор «Витторио Венето», но полученная информация их не устроила, поэтому пришлось выбирать компромиссное решение и разрабатывать защиту самостоятельно.

В итоге к апрелю 1940 года был сформирован более-менее готовый проект 1047, в котором были проработаны основные элементы. Но после того, как Германия вторглась в Голландию и в мае оккупировала страну, все работы были прекращены и не возобновлялись.

Описание конструкции

Корпус

Крейсер должен был получить гладкопалубный корпус с продольной системой силового набора. Длина корпуса должна была составить 241.2 м, ширина 30.85 м, а осадка 7.8 м. Стандартное водоизмещение превышало проектное и достигало 29800 тонн.

В корпусе предусматривалась установка 5 основных продольных и 18 поперечных переборок, разделяющих корпус на 19 герметичных отсеков. Двойное дно высотой 1.5 м должно было проходить почти по всей длине корпуса.

Общий план проекта 1047, октябрь 1939 года
Общий план проекта 1047, октябрь 1939 года

Силовая установка

Четырехвальная ГЭУ суммарной мощностью 180 000 л.с. состояла из 4 ТЗА системы Парсонса и 8 котлов Werkspoor, являвшихся лицензионной версией британских котлов «Ярроу». Эта установка зарекомендовала себя как надежная и беспроблемная в работе, что было крайне важным условием, поскольку в Голландской Ост-Индии с обслуживанием машин возникли бы проблемы из-за недостатка ремонтно-технической базы.

Элементы ГЭУ должны были располагаться в корпусе по эшелонной схеме для повышения живучести.

Проектная скорость составляла 34 узла, а дальность плавания 20-узловым экономичным ходом — не менее 4500 миль.

Бронирование

Главный броневой пояс из 225-мм плит должен был иметь высоту 5.35 м и располагаться под углом 72°. Над ним располагался легкий верхний пояс с наклоном 75°, набранный из 40-мм бронеплит. Траверзы в носовой части имели толщину 200 мм, в корме — 40 мм.

За противоторпедной переборкой толщиной 40 мм должна была располагаться еще одна. Ее толщина составляла 20 мм (40 мм в районе элементов ГЭУ и погребов). Противоторпедная защита была усилена системой булей, расположенных ниже главного бронепояса.

Горизонтальная защита состояла из главной бронепалубы толщиной 115 мм (100-мм броня и 15-мм подложка из корабельной стали), а также нижней бронепалубы толщиной 30 мм. В районе дымоходов главная бронепалуба была усилена 225-мм решетками.

Боевая рубка защищалась 150 мм броней в передней и боковых проекциях. Дополнительная защита предусматривалась для румпельного отделения: бронекороб из 150-мм листов, прикрытый сверху 125 мм палубой.

Барбеты артиллерии ГК в верхней части изготавливались из 250-мм бронеплит, но между палубами их толщина была уменьшена до 200 мм. Вспомогательная #артиллерия также имела барбеты: 75 мм с наружной части и 60 мм в межпалубном пространстве.

Вооружение

Главный калибр

Планировалось вооружить линейные крейсеры проекта 1047 девятью немецкими 283-мм орудиями С/34 с длиной ствола 54 калибра, размещенных в трёх трехорудийных башнях по линейно-возвышенной схеме: две в носу и одна в корме.

При угле возвышения +45° эти орудия могли вести огонь на дистанцию до 40.9 км с практической скорострельностью 3.5 выстр/мин. Масса бронебойного снаряда составляла 330 кг, а скорость — 890 м/с.

Орудия ГК 283-мм/54 SK C/34 на линкоре Gneisenau
Орудия ГК 283-мм/54 SK C/34 на линкоре Gneisenau

Вспомогательная артиллерия

Шесть двухорудийных установок 120-мм универсальных орудий Wilton-Fijenoord, являвшихся лицензионной версией орудий «Бофорс», размещались побортно: четыре в районе дымовой трубы №1, еще две возле дымовой трубы №2. Эти орудия с длиной ствола 50 калибров имели отличную баллистику, боевую скорострельность до 9-10 выстр/мин и дальность 19.5 км, но невысокий угол вертикального наведения, в связи с чем могли использоваться только для ведения заградительного огня.

Зенитное вооружение

Для защиты от авиации, линейные крейсеры проекта 1047 должны были нести неплохое по тем временам зенитное вооружение. ПВО включала в себя семь спаренных установок 40-мм орудий Bofors L60 с самой совершенной на то время системой гидростабилизации Hazemeyer. Эти #автоматы могли вести огонь по воздушным целям на высоте 3-4 км с высокой точностью и максимальным углом возвышения +90°, а их боевая скорострельность составляла 150 выстр./мин.

Также планировалось установить еще 8 20-мм зенитных автоматов Oerlikon в одиночных установках. Несмотря на то, что уже в 1940 году поражающее действие 20-мм снарядов против цельнометаллических самолетов было недостаточным, высокая скорострельность — 450 выстр./мин. — позволяла эффективно действовать против пикирующих бомбардировщиков.

Зенитные орудия 40-мм Bofors
Зенитные орудия 40-мм Bofors

Авиационное вооружение

В паровых катапультах крейсер должен был нести два гидросамолета-биплана Fokker C.XI-W, предназначавшихся для разведки.

Оценка проекта

Линейные крейсеры проекта 1047 никогда не строились, поэтому сложно оценить, насколько эффективными они были бы в бою с японским флотом. Но, скорее всего, их эффективность была бы невысокой из-за слишком узкой специализации.

Против линейных кораблей они не могли действовать из-за недостаточного бронирования. Лёгкие крейсеры японцев могли бы уйти от них, пользуясь преимуществом в скорости, а тяжелые действовали в составе авианосных соединений. В этом случае встреча была бы фатальной для голландских крейсеров — даже неплохое зенитное вооружение вряд ли спасло от массированной атаки авиации противника.

Неудивительно, что после Первой мировой войны крейсеры подобного типа не строили ни в одном флоте, кроме США.

-8

Материал подготовлен волонтёрской редакцией Мира Кораблей

Понравилась статья? Не забудьте подписаться на наш канал.

Другие интересные материалы: