Радикальное усиление Японии к концу 1920-х годов вызвало вполне закономерные опасения в Голландии. Япония была настроена включить в сферу своих интересов не только Китай, но и Юго-Восточную Азию, куда входила Голландская Ост-Индия с её нефтью и другими ресурсами. Как показал опыт Первой Мировой войны, для небольшой Голландии любое нарушение морских коммуникаций со своими колониями наносит сильный удар по экономике. Поэтому в 1925-1927 годах году ост-индийская эскадра пополнилась двумя легкими крейсерами типа «Ява», а в 1937 году к ней присоединился очень удачный лёгкий #крейсер «Де Рюйтер».
Тем не менее возможности эскадры были недостаточными для борьбы с японцами. При необходимости японский флот с легкостью мог выставить против голландской эскадры около двух десятков лёгких и тяжёлых крейсеров. И если в сражении с легкими крейсерами у голландцев были шансы, то противопоставить тяжёлым крейсерам императорского флота было нечего.
Поэтому в 1938 году, с усилением напряженности международной обстановки, Морской штаб начал разработку проектов по противодействию потенциальной угрозе со стороны японского флота. По мнению офицеров, участвовавших в разработке проектов, одним из наиболее эффективных вариантов была скорейшая постройка несколько «убийц крейсеров» — быстроходных и тяжеловооруженных крейсеров, способных бороться с японскими тяжёлыми крейсерами.
Оптимальным вариантом являлся тип линейного крейсера, причем голландцы трезво смотрели на вещи и изначально не рассматривали линейный крейсер для действий в составе основных сил из-за недостаточного бронирования.
Разработка проекта
В начале 1939 года в министерстве обороны выдали техническое задание на разработку линейного крейсера, а также зарезервировали средства для постройки трёх единиц. Согласно техническому заданию, к крейсеру предъявлялись следующие требования:
- Водоизмещение около 27 000 тонн;
- Скорость не менее 33 узлов при дальности плавания 4500 миль;
- Вооружение из 9 орудий калибра 280 мм и мощное зенитное вооружение;
- Бронепояс толщиной 250 мм и хорошее горизонтальное бронирование.
Но уже весной 1939 года Проектное бюро флота столкнулось с первой проблемой. Ввиду отсутствия опыта строительства крупных кораблей с мощной бронезащитой, конструкторы не могли разработать оптимальную схему расположения брони, особенно защиты подводной части корпуса. Стало ясно, что требуется помощь иностранных компаний, имеющих необходимый опыт. Голландцы рассматривали два варианта: Францию и Германию. По какой-то причине условия французов показались неподходящими, и уже в апреле 1939 года в Берлин прибыла группа голландских военно-морских специалистов.
Изначально голландцы планировали получить копии чертежей немецкого линейного крейсера «Шарнхорст» и построить свой #корабль на его основе. Но выяснилось, что водоизмещение «Шарнхорста» превышает заложенное в техническом задании на 5500 тонн. Это не позволило бы уложиться в выделенный бюджет. Поэтому правительство Голландии заключило несколько контрактов с немецкими компаниями:
- IvS. Помощь в разработке проекта и подготовке технической документации;
- Ferrostaal AG. Корабельная и броневая сталь, механизмы;
- Friedrich Krupp AG. 280-мм и 120-мм орудия, снаряды, системы подачи боеприпасов и управления огнем.
До февраля 1940 года было подготовлено несколько проектов, различия в которых касались ГЭУ, размеров корпуса и состава вспомогательной и зенитной артиллерии. Уже в ноябре 1939 года выяснилось, что немцы всячески затягивают работы, связанные с разработкой защиты корпуса в подводной части.
Голландцы обратились за помощью в итальянскую компанию C.R.D.A., на верфях которой строили линкор «Витторио Венето», но полученная информация их не устроила, поэтому пришлось выбирать компромиссное решение и разрабатывать защиту самостоятельно.
В итоге к апрелю 1940 года был сформирован более-менее готовый проект 1047, в котором были проработаны основные элементы. Но после того, как Германия вторглась в Голландию и в мае оккупировала страну, все работы были прекращены и не возобновлялись.
Описание конструкции
Корпус
Крейсер должен был получить гладкопалубный корпус с продольной системой силового набора. Длина корпуса должна была составить 241.2 м, ширина 30.85 м, а осадка 7.8 м. Стандартное водоизмещение превышало проектное и достигало 29800 тонн.
В корпусе предусматривалась установка 5 основных продольных и 18 поперечных переборок, разделяющих корпус на 19 герметичных отсеков. Двойное дно высотой 1.5 м должно было проходить почти по всей длине корпуса.
Силовая установка
Четырехвальная ГЭУ суммарной мощностью 180 000 л.с. состояла из 4 ТЗА системы Парсонса и 8 котлов Werkspoor, являвшихся лицензионной версией британских котлов «Ярроу». Эта установка зарекомендовала себя как надежная и беспроблемная в работе, что было крайне важным условием, поскольку в Голландской Ост-Индии с обслуживанием машин возникли бы проблемы из-за недостатка ремонтно-технической базы.
Элементы ГЭУ должны были располагаться в корпусе по эшелонной схеме для повышения живучести.
Проектная скорость составляла 34 узла, а дальность плавания 20-узловым экономичным ходом — не менее 4500 миль.
Бронирование
Главный броневой пояс из 225-мм плит должен был иметь высоту 5.35 м и располагаться под углом 72°. Над ним располагался легкий верхний пояс с наклоном 75°, набранный из 40-мм бронеплит. Траверзы в носовой части имели толщину 200 мм, в корме — 40 мм.
За противоторпедной переборкой толщиной 40 мм должна была располагаться еще одна. Ее толщина составляла 20 мм (40 мм в районе элементов ГЭУ и погребов). Противоторпедная защита была усилена системой булей, расположенных ниже главного бронепояса.
Горизонтальная защита состояла из главной бронепалубы толщиной 115 мм (100-мм броня и 15-мм подложка из корабельной стали), а также нижней бронепалубы толщиной 30 мм. В районе дымоходов главная бронепалуба была усилена 225-мм решетками.
Боевая рубка защищалась 150 мм броней в передней и боковых проекциях. Дополнительная защита предусматривалась для румпельного отделения: бронекороб из 150-мм листов, прикрытый сверху 125 мм палубой.
Барбеты артиллерии ГК в верхней части изготавливались из 250-мм бронеплит, но между палубами их толщина была уменьшена до 200 мм. Вспомогательная #артиллерия также имела барбеты: 75 мм с наружной части и 60 мм в межпалубном пространстве.
Вооружение
Главный калибр
Планировалось вооружить линейные крейсеры проекта 1047 девятью немецкими 283-мм орудиями С/34 с длиной ствола 54 калибра, размещенных в трёх трехорудийных башнях по линейно-возвышенной схеме: две в носу и одна в корме.
При угле возвышения +45° эти орудия могли вести огонь на дистанцию до 40.9 км с практической скорострельностью 3.5 выстр/мин. Масса бронебойного снаряда составляла 330 кг, а скорость — 890 м/с.
Вспомогательная артиллерия
Шесть двухорудийных установок 120-мм универсальных орудий Wilton-Fijenoord, являвшихся лицензионной версией орудий «Бофорс», размещались побортно: четыре в районе дымовой трубы №1, еще две возле дымовой трубы №2. Эти орудия с длиной ствола 50 калибров имели отличную баллистику, боевую скорострельность до 9-10 выстр/мин и дальность 19.5 км, но невысокий угол вертикального наведения, в связи с чем могли использоваться только для ведения заградительного огня.
Зенитное вооружение
Для защиты от авиации, линейные крейсеры проекта 1047 должны были нести неплохое по тем временам зенитное вооружение. ПВО включала в себя семь спаренных установок 40-мм орудий Bofors L60 с самой совершенной на то время системой гидростабилизации Hazemeyer. Эти #автоматы могли вести огонь по воздушным целям на высоте 3-4 км с высокой точностью и максимальным углом возвышения +90°, а их боевая скорострельность составляла 150 выстр./мин.
Также планировалось установить еще 8 20-мм зенитных автоматов Oerlikon в одиночных установках. Несмотря на то, что уже в 1940 году поражающее действие 20-мм снарядов против цельнометаллических самолетов было недостаточным, высокая скорострельность — 450 выстр./мин. — позволяла эффективно действовать против пикирующих бомбардировщиков.
Авиационное вооружение
В паровых катапультах крейсер должен был нести два гидросамолета-биплана Fokker C.XI-W, предназначавшихся для разведки.
Оценка проекта
Линейные крейсеры проекта 1047 никогда не строились, поэтому сложно оценить, насколько эффективными они были бы в бою с японским флотом. Но, скорее всего, их эффективность была бы невысокой из-за слишком узкой специализации.
Против линейных кораблей они не могли действовать из-за недостаточного бронирования. Лёгкие крейсеры японцев могли бы уйти от них, пользуясь преимуществом в скорости, а тяжелые действовали в составе авианосных соединений. В этом случае встреча была бы фатальной для голландских крейсеров — даже неплохое зенитное вооружение вряд ли спасло от массированной атаки авиации противника.
Неудивительно, что после Первой мировой войны крейсеры подобного типа не строили ни в одном флоте, кроме США.
Материал подготовлен волонтёрской редакцией Мира Кораблей
Понравилась статья? Не забудьте подписаться на наш канал.
Другие интересные материалы:
- Congress — «большой крейсер»