"Зачем это учить? И где в жизни мне это пригодится?" - такие вопросы хоть раз в жизни задавал каждый школьник. В последние годы я их слышу всё чаще и чаще. О причинах говорить не буду, я расскажу лишь о том, что можно ответить ребенку на подобные вопросы. Что обычно отвечаю я ученикам и своему ребенку?
1. Игроманам
Представь, что учеба - это твоя игра. Вот ты проходишь уровень - выполняешь задания на одну тему. Хорошо усвоил - переходи на следующий уровень. Одна задача - это один выступ, на который ты можешь залезть на своем пути к финалу. Решишь все примеры - пробьёшь все стены из кирпичей.
Всё зависит от любимой игры ребенка. Пусть он расскажет о ней в подробностях, а вы просто подстроите учебный процесс под эту игру.
Финал игры - это победа над монстром/боссом. В учебе финал - это ВПР или контрольная работа. Чтобы ее победить нужно пронзить босса правильными ответами. А дальше ты переходишь на новый уровень - на новую тему с боссом посложнее. Гранд-финал в этой игре будет ОГЭ или ЕГЭ.
Тут ребенок может сказать: а зачем всё это? Играю я в удовольствие, а учусь без удовольствия. Зачем сравнивать эти две вещи? Я отвечаю на это, что надо поменять своё отношение к учебе и продолжить учиться в удовольствие. Или хотя бы ради того, чтобы пройти все уровни, дойти до финала. Когда в игре ты доходишь до финала, ты не ждешь подарков. Что ты испытываешь? Радость, эйфорию, что выиграл игру, облегчение, что она закончилась, гордость за самого себя. Эти же чувства ты испытываешь от финала учебы.
2. Знания в быту
Мой сын как-то имел неосторожность спросить: а зачем мне учить таблицу умножения, если есть калькулятор? И я по своей учительской привычке стала ежедневно ему показывать его неправоту в обычных бытовых вопросах.
Пришли мы в театр, я ему говорю: интересно, сколько в зрительном зале мест, и сколько получат актеры денег за это представление, если один билет стоит 1200 рублей? Калькулятора у него во время представления нет, но он усердно считает: 12 рядов умножить на 20 мест в каждом ряду, да всё это умножить на 1200. А ничего себе сколько денег они, оказываются, получают за одно представление! А таких спектаклей у них может быть по 3 штуки в день!
Такой способ моего ребенка впечатляет.
Приходим мы домой, варим сосиски. Я его спрашиваю, как разделить всю пачку сосисок на ужин, чтобы каждому члену семьи досталось одинаковое количество, и никто бы не обиделся. Будет ли остаток на завтра? И ребенок делит, не вспоминая про калькулятор. Я ему потом говорю: "Вот видишь, а ты говорил, что умножение и деление тебе в жизни не пригодятся. Ещё как пригодятся!"
Я его таким же способом на прогулке спрашиваю на темы из курса Окружающего мира. В лесу специально собираю ядовитые грибы, чтобы проверить, вспомнит ли он по картинкам, что эти грибы несъедобные или не вспомнит. Как правило, он показывает отличные результаты, и я не упускаю момент заметить, что эти темы он проходил в школе, что эти знания ему пригодились в жизни. Иначе бы я накормила семью грибным супом из бледных поганок.
В прошлом году писала пост о том, что сын сел зашивать свою порванную игрушку, а до этого его учили шить на уроках Технологии. Знания пригодились в быту.
Здесь важно заметить, что школа даёт очень много знаний, и не все пригодятся в жизни, но ведь школа не знает конкретно, пригодится тебе что-то или нет, поэтому старается дать универсальное образование. Ты и сам не знаешь, пригодится ли тебе шитьё или дата Куликовской битвы, ровно до какого-то неожиданного определенного момента в жизни. Возможно, этот момент наступит через много лет, а знания ты будешь брать из головы.
3. Шкала учебных целей и достижений
Школьники не понимают смысла в учебе в целом, им скучно и неинтересно. Надо ставить им не цель выучиться и окончить школу/институт, а конкретные образовательные цели на пути к финишу. Например: выучить таблицу умножения, научиться списывать без ошибок, выучить природные зоны, тренироваться писать математический диктант, запомнить 10 новых английских слов и т.д.
Такие конкретные цели более понятны для ребенка. Это вам не призрачное окончание школы или университета и хорошая работа в будущем. Детям кажется, что до этого времени ещё миллионы лет впереди, и они состарятся, прежде чем достигнут этой цели. Не мотивирует ребенка девяти лет работа с высокой ЗП, ради которой он должен сейчас хорошо учиться. Не должен! Не понимает он в силу своего возраста этой мотивации!
Я прошу детей и родителей делать чек-листы или рисовать шкалу учебных целей на бумаге. В ней прописывать цели на неделю или на месяц, не больше. Потом каким-нибудь способом отмечать свои достижения. Например, цель "выучить словарные слова" достигнута, ставим галочку напротив неё или перемещаем на неё свою фишку (если шкала учебных целей представляет собой игру-ходилку).
У ребенка возникает чувство гордости за себя, что он достигает целей, возникает желание пройти эту шкалу целиком.
4. Поддерживать любопытство
Вечером мама с папой могут обсудить какую-нибудь учебную тему, например, как пишется слово "беЗвкусный" или поспорить, в какой стране такая-то достопримечательность находится, какой океан самый большой или глубокой. Ребенок этим заинтересуется и тоже вступит в спор.
Лучше провести семейный вечер так, чем каждый будет сидеть в своем телефоне.
Получается мини спектакль. Заинтересованный ребенок начнет искать информацию в интернете, чтобы вам что-то доказать. Он ее, безусловно, запомнит надолго, но нам важно в тот момент сказать, что с эрудированным человеком приятно спорить и вообще разговаривать, но при условии, что он не подглядывает в интернете ответы на вопросы, а знает их сам.
Вот 4 способа, которые я использую для мотивации своих учеников.
Ставьте "нравится", если было полезно.