Найти тему

"Кто вы, доктор Даун?" Часть 2

Мы продолжаем рассказывать о докторе Дауне, чьим именем назван синдром. В октябре будет не лишним напомнить , что «Даун» — это не оскорбление, это — «хороший человек».

Сегодня рассказываем о новаторствах доктора в приюте для людей с ментальными нарушениями, где он начинал работать медицинским управляющим.

Доктор Джон Даун
Доктор Джон Даун

Приют в Эрлсвуде в момент появления там Джона Дауна переживал не лучшие времена и подвергался суровой критике со стороны Комиссии по психическим заболеваниям (в ее состав входили врачи и юристы): антисанитария, плохой уход за больными и их высокая смертность привели к отставке руководителя. Новому начальнику приюта обещали 400 фунтов жалованья в год, квартиру и отопление. Джон Даун, заняв вакансию, получал возможность жениться и зажить своим домом.

За десять лет (с 1858 по 1868 г.) под руководством Джона Лэнгдона Дауна приют в Эрлсвуде превращается в образцовое заведение, пользующееся мировой известностью. Именно в Эрлсвуде Даун раскроется как ученый, разработавший принципы обучения детей с нарушением интеллекта.

Джон Лэнгвуд Даун провел в Эрлсвуде десять лет, занимаясь и исследованиями в области психиатрии, которая ранее не входила в круг его научных интересов, и административной работой. Ориентиром для него стал Джон Коннолли, психиатр, который посвятил себя реформированию приютов для психически больных, исходя из принципа «нестеснения» — то есть отказа от смирительных рубашек, связывания больных и физических наказаний.

Здание приюта в Эрлсвуде
Здание приюта в Эрлсвуде

В Эрлсвуде исключили не только привязывание и связывание пациентов, но и такие меры наказания детей, как оставление без еды . Даун сократил уровень смертности в Эрслвуде – для этого пришлось добиться соблюдения санитарно-гигиенических норм и открыть изолятор для инфекционных больных, чтобы останавливать распространение эпидемий.

Джон Даун наладил снабжение приюта свежими продуктами и организовал для пациентов вкусное питание. Особое внимание в приюте стали уделять диетологии, гигиене питания, сервировке стола, поддержанию санитарных норм. Качество продуктов питания тщательно проверялось. К примеру, Даун предложил правлению попечителей перейти от закупки готового мяса к поставке овец, которые забивались на месте, что значительно повысило качество мяса.

Правила поведения за столом тщательно соблюдались и прививались воспитанникам приюта с детских лет. Серьезное внимание уделялось социально-эмоциональному развитию детей. Детей приучали соотносить свои желания с чувствами и желаниями других людей.

Персонал в приюте отдавал много сил обучению подопечных навыкам самообслуживания и гигиены: детей учили самостоятельно есть, умываться, заботились о чистоте постелей (медсестры три раза за ночь будили детей, чтобы посадить на горшок).

📍Важной частью реабилитации детей с нарушением интеллекта Джон Лэнгдон Даун считал образование своих подопечных. Развитие речи, навыков мелкой моторики, постановка руки для письма входили в программу обучения, по которой занимались специально нанятые школьные педагоги, гувернеры, ассистенты педагогов.

Джон внимательно наблюдал за своими пациентами, что позволило ему впервые описать не только синдром Дауна, но и синдром Вилли-Прадера, и несколько других заболеваний. Он постарался организовать обучение пациентов в зависимости от их возможностей и потребностей (так, он впервые заговорил о необходимости заниматься логопедической гимнастикой с пациентами, имеющими синдром Дауна, чтобы добиться отчетливой дикции).

В год назначения на должность Даун принял под свою опеку 207 пациентов, а к 1865 году их было уже 418 человек. Две трети детей десять часов в неделю занимались в специально организованных классных комнатах и были разделены на шесть классов.

Обучение строилось на сенсорном восприятии материала, формы и цвета изучаемого объекта. Занятия велись по принципу «от простого к сложному».

Большое значение придавалось развитию речи – очень хорошо была организована логопедическая гимнастика.

Уроки в классах дополнялись музыкальными занятиями, играми на свежем воздухе. В свободное от учебы время дети работали в производственных мастерских. Детей учили говорить, читать, писать, с ними занимались гимнастикой, музыкой, трудом в мастерских. Учили плотницкому и типографскому ремеслу, они изготавливали кисти. Приют обеспечивал собственные потребности в обуви, одежде, мебели, у него были сад, ферма, пекарня и прачечная – по сути, это было целое поместье с крепко налаженным хозяйством, которое если и не давало прибыли, то, по крайней мере, позволяло приюту благополучно существовать на собственные средства. К 1865 году приют становится самоокупаемым.

Один из пациентов Эрлсвуда, Джеймс Генри Пуллен, человек с нарушениями мышления и речи, обладал замечательной памятью, воображением и золотыми руками. В Эрлсвуде он получил возможность строить модели кораблей – и реально существовавших, и придуманных. В 1867 году эти модели получили бронзовую медаль Всемирной выставки в Париже.

Вымышленные корабли Джеймса Генри Пуллена
Вымышленные корабли Джеймса Генри Пуллена

Именно в Эрлсвуде впервые стали задумываться о «савантах» — людях, которые обладают особыми талантами, несмотря на нарушения психики, и стараться дать пациентам возможность заниматься творчеством.

Деятельность Джона Лэнгдона Дауна на посту медицинского интенданта приюта в Эрлсвуде приобрела всемирную известность. О личности самого доктора и его личной жизни , которая крепко переплелась с его деятельностью, читайте в следующей части.

Начало истории читайте здесь.

Часть 2

Часть 3

Часть 4

Часть 5

#синдромдауна #синдромдаунанеприговор #старницыистории

#месяцосведомленностиосиндромедауна

#равныеправа