Найти тему

Кто вы, доктор Даун? Часть 5

Оглавление

Сегодня продолжим историю жизни и деятельности Джона Лэнгдона Дауна. Новая страница биографии доктора связана с частным приютом Нормансфилд. Каким он был и чем он так отличался?

Газета «The Church Times» писала 27 июня 1879 года:

«Нормансфилд больше походит на семейный дом, чем на колледж или учреждение. Он отличается комфортной обстановкой и домашней атмосферой, дополненными лечением и интеллектуальным обучением».

Итак, начнем с того, что новый приют был открыт в аристократической резиденции под названием «Белый дом», расположенной в Теддингтоне, неподалеку от Лондона. Это было большое здание, построенное на бывшем картофельном поле площадью в пять акров. На приобретение дома с землей ушли все сбережения семьи, включая приданное жены доктора Мэри Даун, – 4 тысячи фунтов. Вскоре резиденция была переименована в Нормансфилд в честь друга доктора Дауна, адвоката Нормана Уилкинсона, оказавшего ему помощь в получении выгодного займа на расширение ее площади до 40 акров и проведение дальнейших строительных работ.

Нормансфилд. Архивное фото
Нормансфилд. Архивное фото

Огромный дом, где на двух этажах располагались изящно отделанные гостиная, столовая, бильярдная и спальни, был сразу же преобразован в медицинское учреждение, способное принять в первый год существования 19 пациентов.

Условия жизни подопечных

📍В основе реабилитационных программ Нормансфилда лежали философские принципы, сформулированные Джоном Лэнгдоном Дауном на конгрессе. Краеугольным камнем его теории стала социализация человека с нарушением интеллекта. По мнению доктора Дауна, наиболее эффективный результат дает комбинация четырех факторов: медицинского ухода, окружающей среды, включающей обучение, физического развития, формирования правильного поведения, основанного на принятых в обществе этических нормах:

«Пациента необходимо спасти от его изолированной и одинокой жизни, поместив в среду равных ему. Он должен находиться в окружении искусства и природы, положительно влияющих на него, делающих его жизнь приятной, расширяющих кругозор и стимулирующих его мыслительную деятельность».

В заведении строго поддерживался гигиенический режим, основанный на медицинских требованиях и санитарных нормах: «В основе ухода должен лежать медицинский компонент. Успех может быть достигнут, если пациент находится в наилучшей физической форме».

Детей учили чтению, письму, математике, языкам; дети ездили на лошадях, катались на велосипедах и играли в футбол и теннис. Если семья хотела, чтобы пациент жил в отдельном доме, это тоже было возможно за отдельную плату. Сотрудники доктора Дауна фактически выполняли роль трудотерапевтов (их еще называют эрготерапевтами и оккупационными терапевтами), арт-терапевтов, логопедов, игротерапевтов и дефектологов, хотя таких профессий в эти времена еще вообще не было.

К лету 1869 года было закончено строительство южного крыла здания, содержащего 16 спален, а к 1872-му – северного блока с мастерской, а также нескольких коттеджей. Один из них выполнял роль изолятора при возникновении инфекционных заболеваний у обитателей заведения, что значительно снизило опасность развития эпидемий. При желании семьи и соответствующей оплате пациент мог занимать отдельную виллу с собственным штатом и прикрепленным к нему наставником.

На территории Нормансфилда были разбиты клумбы и аллеи. Дополнительно приобретенные земли, включавшие берег Темзы, позволили построить лодочный домик и купальню, а также разместить на территории заведения свиноводческое хозяйство и содержать стадо коров.

📍К этому времени количество обитателей Нормансфилда достигло 57 человек. Прибывшие в рождественские дни 1869 года в Нормансфилд ревизоры дали высокую оценку доброжелательной атмосферы и уровня бытовых условий и реабилитационных услуг, предоставляемых в новом заведении.

По словам проверяющих, в тот день все обитатели Нормансфилда вместе с воспитателями и членами семьи Джона Лэнгдона Дауна собрались за праздничным ужином. Каждый пациент получил традиционный рождественский подарок от супругов Даунов. Сервировка стола, обстановка комнат, соблюдение этикета соответствовали правилам высшего общества Англии того времени.

Проверка, состоявшаяся в октябре 1873 года, подтвердила выводы, сделанные первой ревизией. Ею было особо отмечено меню поданного в этот день ужина. На выбор предлагались рыба, ирландское рагу (баранина с картофелем) или холодная говядина с пудингом из тапиоки. В ассортимент напитков входили пиво или вино, вода, молоко, прохладительные напитки.

Даун считал, что правильно подобранная диета стимулирует мышление, обогащая мозг необходимыми микроэлементами. Хотя эта мысль не нашла подтверждения в XX веке, безусловно, хорошее питание благотворно влияло на здоровье пациентов. Вопросами организации и качества питания занималась Мэри Даун. Она составляла ежедневное меню в соответствии с предписаниями доктора Дауна. Приготовлялась также протертая пища для детского стола.

К 80-м годам в Нормансфилде было 77 пациентов разного возраста и 120 сотрудников

Центр культуры и искусства

📍Рассказ о Нормансфилде будет неполным без упоминания уникального явления: созданном Джоном Лэнгдоном Дауном театре. Работа по строительству помещения для будущего театра началась в 1877 году. К сотрудничеству был приглашен старинный друг Джона Дауна Роланд Пламб, брат которого был одним из обитателей Эрлсвудского приюта. Церемония открытия театра состоялась в июне 1879 года и стала событием столичной светской жизни. Специальный частный поезд был организован для доставки гостей в Теддингтон.

Театр Нормансфилда был и поныне остается жемчужиной театральной архитектуры Викторианской эпохи. Его внешний вид отличается от принятых в то время традиционных канонов строительства театральных зданий: узкие готические окна, напоминающие церковные, небольшая деревянная дверь. Стиль здания, по отзывам современников, носил эклектический характер.

Это объяснялось тем, что помимо театральных представлений в этом помещении проводились воскресные церковные службы для пациентов и персонала.

📍Театральный зал был богато декорирован. Особого внимания заслуживает сценическое оборудование. Новейшие технические достижения в этой сфере были применены для создания газового рампового освещения сцены со специальными вентиляторами, присутствовали подъемники для декораций. Зал имел независимую систему отопления. В Нормансфилде сохранилась уникальная и единственная в Великобритании коллекция театральных декораций того времени, требующая сегодня серьезных реставрационных работ.

А вот так театр выглядел в 1895 году. Фото сделал Реджинальд, старший сын доктора Дауна
А вот так театр выглядел в 1895 году. Фото сделал Реджинальд, старший сын доктора Дауна

Джон Лэнгдон Даун придавал большое значение художественному воспитанию своих подопечных. Он отмечал особенную склонность таких детей к актерскому искусству. Занятия музыкой, театральные постановки стали обычной практикой не только для пациентов Нормансфилда, но и для всех сотрудников, а также членов семьи доктора Дауна. Каждый четверг на сцене театра проходили концерты, в программе которых участвовал любой человек, желавший сольно или в группе танцевать, петь, разыгрывать сценки.

Наличие музыкального или актерского таланта стало обязательным требованием при найме работников. В Нормансфилде был создан свой музыкальный коллектив в количестве 16 человек из врачей, воспитателей и младшего медперсонала.

Центр притяжения

📍Нормансфилд стал также местом проведения масштабных светских мероприятий. Рождественские и новогодние театральные представления это вообще особая история в жизни Нормансфилда и его окрестностей. Все члены семьи Даунов вместе с персоналом писали сценарии «рождественских вечеров», а также приглашали к выступлению в театре местные самодеятельные труппы. Чета Даун контактировала с местным самодеятельным драматическим клубом «Дженеста» (Genesta Amateur Dramatic Club), который в течение многих лет представлял на легендарной сцене Нормансфилда свои спектакли и небольшие оперы.

Там же проводились медицинские конгрессы национального и международного уровней. Торжественные приемы устраивали в Теддингтоне, собирая до 500 гостей.

Доктор Даун был убежден, что общение, природа и искусство стимулируют мыслительную деятельность пациента. Поэтому в Нормансфилде был сад; поэтому для детей устраивали праздники и кукольные спектакли; поэтому там построили замечательный театр, который сохранился до сих пор и считается объектом культурного наследия страны. В театре сохранилось множество костюмов и театральных декораций викторианской эпохи.

И еще: Нормансфилд не был режимным объектом за глухим забором. Он был открыт миру.

Пациенты и персонал здесь вместе обедали за одним столом и вместе отмечали праздники.

Триумф Нормансфилда

📍Но своего триумфа Нормансфилд достиг в 1899 году, когда он стал площадкой для одного из мероприятий, посвященного юбилею королевы Виктории. 600 приглашенных съехались в Нормансфилд для участия в празднике. Специальный поезд привез гостей из Лондона. Пациенты и персонал в вечерних туалетах также принимали участие в торжестве.

Комплекс зданий Нормансфилда с прилегающей территорией был украшен иллюминацией из 10 000 лампочек, превратившей его в сказочный замок. Гостей развлекали профессиональный и самодеятельный оркестры, работал буфет. Торжество закончилось роскошным фейерверком.

Подобные мероприятия широко освещались в прессе и служили не только рекламой заведения, но и формой выражения признания Джону Лэнгдону Дауну и его супруге.

📍Жить в Нормансфилде можно было всю жизнь. Пациенты доктора Дауна отличались долголетием, многие доживали до 60-летнего возраста – тогда как средний срок жизни человека с синдромом Дауна в тогдашней Англии составлял пять лет.

В архиве Нормансфилда сохранились письма к Джону Дауну от одного из его пациентов, Уолтера Ридпата, который обращался к доктору, называя его «хорошим человеком» или «спокойным человеком». В письмах , которые вы можете увидеть в иллюстрациях к этому материалу, Ридпат поздравляет доктора с Новым годом, просит новую коробочку для карандашей, бутылку для чернил или еще какие-то нужные мелочи. Письма написаны удивительно ровными и красивыми печатными буквами и снабжены рисунками, то загадочными, то изображающими нужные автору предметы.

📍Мэри Даун была по документам владелицей недвижимости Нормансфилда (в конце концов, ее приданое было целиком потрачено на его покупку). Здесь, как и в Эрлсвуде, она была всеобщей заботливой мамой, которая следит за тем, чтобы всем было вкусно, уютно и хорошо. На праздники Джон Лэнгвуд и Мэри Даун дарили каждому из пациентов отдельный подарок.

Конец жизни

Доктор Даун умер от инфаркта в 1896 году. В день его смерти в Теддингтоне закрылись магазины, а горожане вышли на улицы и стояли на пути следования траурного кортежа. В Теддингтоне и Торнпойте именем Джона Лэнгдона Дауна назвали улицы. Через четыре года умерла и Мэри. По завещанию супругов, их прах смешали и развеяли в неизвестном месте.

А что было дальше?

Сыновья Джона и Мэри Даунов Реджинальд и Персиваль продолжали родительское дело, возглавив Нормансфилд после смерти отца. В 1946 году был принят новый закон, отменяющий платные услуги для людей с психическими заболеваниями: теперь о них должно было заботиться государство.

В 1997 году Нормансфилд закрылся. Сейчас его земли проданы, а театр и часть зданий принадлежат Фонду Джона Лэнгдона Дауна. В театре проходят спектакли. Работает музей, посвященный истории помощи людям с интеллектуальными нарушениями. То, как поступили с наследием доктора Дауна, можно увидеть в этом ролике:

Часть 1

Часть 2

Часть 3

Часть 4


#синдромдауна #синдромдаунанеприговор #старницыистории

#особоедетство #педагогика