Евросоюз ввел динамический потолок биржевых цен на газ. Но, как рассказал "Российской газете" главный аналитик TeleTrade Марк Гойхман, по этому поводу не стоит драматизировать:
- Во-первых, лимит определен на уровне около 2000 долларов за тысячу кубометров. Это экстремальная величина, характерная для форс-мажорных обстоятельств и в 3,5 раз превышающая нынешние котировки на рубеже 580 долларов.
Во-вторых, ограничение вводится не для текущих цен, а для биржевых фьючерсов, перспективных цен, зачастую спекулятивных. И лишь в том случае, если стоимость данных фьючерсов превышает установленный предел в течение трех дней, а разница между ценами на трубопроводный газ и СПГ превышает 35 евро за МВт*ч, то есть 390 долларов за тысячу кубометров. Это значит, что биржевая цена фьючерсов на 20% выше, чем СПГ.
Таким образом, мера направлена на крайний случай, на преодоление необоснованных спекулятивных или эмоциональных всплесков цен неадекватно текущей конъюнктуре газа.
Ограничение цен на бирже намного выше нынешних имеет целью указать максимальный ориентир именно фьючерсов, будущих контрактов, а не текущей, спотовой цены.
Превышать их трейдерам (а это не обязательно поставщики) не следует. Тогда высока вероятность, что при преодолении потолка на бирже усилятся продажи данного финансового инструмента, и цена будет уходить ниже него. Текущие цены в момент поставки окажутся меньше.
В биржевой практике распространено правило: если цена резко растет или падает больше, чем на определенную величину, торги прекращаются. Чтобы охладить эмоции, успокоить рынок. И при возобновлении, как правило, котировки возвращаются к разумным.
Нечто похожее и введено. Не для повседневного пользования, а на случай экстремальных обстоятельств. Ведь механизм может быть активирован лишь при значительной разнице с мировой ценой СПГ.
Она выступает критерием объективности, рыночности цены трубопроводного газа, торгуемого на бирже.
Если при адекватных рыночных условиях стоимость сжиженного газа будет расти, но фьючерсы не станут слишком резко отрываться от нее, то ограничения не вступят в силу даже в случае превышения их биржевой цены над потолком в 2000 долларов.
Поэтому лимит достаточно высок, он не влияет на текущее рыночное ценообразование и объемы снабжения.
В-третьих, механизм потолка может быть оперативно отменен Еврокомиссией, при острой нехватке газа, создающей опасность для ЕС. В частности, если резко упадут поставки СПГ или природного газа, либо спрос на последний поднимется на 15% за месяц или на 10% за два месяца.
В-четвертых, решение не связано и с антироссийскими санкциями, в отличие от "потолка" цен для морских поставок нефти и нефтепродуктов. Лимит по газовым ценам вводится для любых поставщиков и трейдеров, не только российских. И сама его высота, очень далекая от текущих уровней, и механизм использования никак не ограничивает поставки и цены.
Таким образом, решение ЕС принято для защиты своих настрадавшихся в прошлом году потребителей от будущих неадекватных обстоятельств, но практически не препятствует нормальному рыночному ценообразованию и конкуренции. И не создает препятствия для наполнения хранилищ при сокращении запасов или предложения газа.